Словесные игры-2 Приветствую вас на наших уже ставших ежегодными Словевных играх. Мы проводим их во второй раз, поэтому и называются они «Словесные игры – 2». Разделимся на три команды, потому что наши игры – это соревнование…
Cлайд 2
Как «растут» слова… Все игры – задания, которые вам сегодня предстоят, связаны с такой темой: «Как «растут» слова…
Cлайд 3
Подскажи словечко! Первая игра – разминка «Подскажи словечко!» для всех команд. Нужно закончить моё предложение подходящим по смыслу и созвучным по рифме словом. Задание: закончить предложение подходящим по смыслу и по рифме словом.
Cлайд 4
прятки игра Знает наша детвора: прятки – лучшая….(игра)
Cлайд 5
играть Всех ребят хотим собрать в прятки будем мы….(играть)
Cлайд 6
щенок игрун Наш щенок – такой шалун, забияка и …(игрун)!
Cлайд 7
котёнок игривый Наш котёнок шаловливый очень ласковый, ….(игривый).
Cлайд 8
Эта комната не простая… игровая Эта комната не простая, эта комната…….(игровая).
Cлайд 9
погремушка игрушка У малышки – погремушка, очень шумная…..(игрушка).
Cлайд 10
Игра, играть, игрун, игривый, игровая, игрушка - однокоренные, родственные слова. Как называются слова «игра, играть. игрун, игривый, игровая, игрушка»? Почему мы называем эти слова «однокоренные», «родственные»?
Cлайд 11
корни ствол листья ветви Маленькое отступление в науку ботанику Сейчас мы сделаем маленькое отступление в науку ботанику – науку, которая изучает растительный мир. Корни, ствол, ветви, листья – что это такое? Это части дерева.
Cлайд 12
корень суффикс приставка окончание Вот оно, дерево, мы видим все его части. Но после отступления в ботанику мы возвращаемся к словам… Без чего не может существовать и расти дерево? Без корня. Любое слово – как дерево, в нём также главная часть – это….. Корень. Без корня нет смысла – нет слова. - Какие ещё части слова вы назовёте?....... Окончание, суффикс, приставка. С помощью каких частей образуются новые слова? С помощью суффикса и приставки.
Cлайд 13
Как «растут» слова… Вот они – новые слова, кроме слова «садовод», выросшие из корня «сад» и образованные с помощью суффиксов и приставок. - Почему я ничего здесь не сказала об окончании? - Окончание не образует новое слово, а только меняет форму слова: сад – сады.
Cлайд 14
-ход(ж)- поход ходики переход проход прохожий ходули походка вездеход ходунки Находка ??? Игра с корнем Игра с корнем. Из корня вырастает дерево с такими разными по форме, по величине листьями и ветками. Мы же будем «выращивать» разные слова из корня -- -ход-. Я читаю описание значения слова с корнем –ход-, вы по этому описанию должны узнать и назвать слово. Каждой команде – по три слова. «Длительное путешествие группы людей с определённой целью». Поход Настенные часы с маятником, который «ходит» – двигается из стороны в сторону. Ходики Определённое место, участок дороги, по которому можно перейти, чтобы попасть с одной стороны на другую. Переход Определённое место, (проём, отверстие), по которому можно пройти где-нибудь, через что-нибудь. Проход Человек, идущий по улице. Прохожий Два высоких шесты со специальными приступками для ног, на которые становятся и ходят, поочерёдно передвигая их. Ходули Автомобиль, используемый в труднопроходимой местности по бездорожью. Вездеход. У каждого человека своя манера хрдить,то есть своя……походка. Специальное приспособление для ребёнка, который ещё не умеет, но учится ходить. Ходунки. Вы узнали по описанию и вспомнили много слов с корнем -ход-. Узнайте ещё одно слово. Найденная вещь – это…..находка. Мы видим тот же –ход- в слове, но будет ли оно родственным нашим словам? Почему «да» или «нет»? Нет. Значение нашего корня –ход- - это движение. перемещение. Это подсказывает и картинка. Но у этого корня есть ещё 11 значений, которые описывает Толковый словарь. Слово «находка» имеет совсем другое значение. Может быть, это как дальний-предальний родственник, о родстве с которым все уже забыли… Человек, идущийпо улице. Проём, отверстие
Cлайд 15
Игра с суффиксами «Алый цветок» «Красная шапка» «Сказка о золотом петухе» «Волк и семеро козлов» «Репа» «Кроха-Хавроха» «Сестра Алёна и брат Иван» «Серая Шея» «Терем» Игра с суффиксами. Проверим, как хорошо вы знаете сказки. На экране и на ваших листочках написаны названия известных сказок (по три названия у каждой команды), но эти названия должны звучать как-то по-другому…. В некоторых словах «потеряны» суффиксы! Ваша задача – вернуть суффикс на место так. чтобы получилось правильное название сказки.
Cлайд 16
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Серая Шейка» «Теремок» Аленький цветочек» «Красная шапочка» «Сказка о золотом петушке» «Волк и семеро козлят» «Репка» «Крошечка-Хаврошечка»
Cлайд 17
Игра с приставками по- на- за- про- пере- Пришла пора поиграть с приставками. Предлагаю игру «Аукцион». Я буду продавать приставки, а вы должны «покупать» их, то есть называть слова с данной приставкой. «Покупаем» - называем слова с появляющейся на экране приставкой по очереди. Выигрывает та команда, у которой окажется больше слов.
Cлайд 18
Корень мой находится в «цене», В «окраске» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» мы встречали, Вся же я – в дневнике или в журнале. оценка Шарада 1 Теперь мы будем играть сразу со всеми частями слова – играть в шарады. Шарада - это такая загадка, слово-отгадку которой надо составить из частей других слов. Каждая команда будет отгадывать свою шараду.
Cлайд 19
Корень извлечь из «починки» несложно, Приставку «сотрудник» охраняет надёжно, суффикс в «гудении» ясно услышим, Вместе – на темы различные пишем. сочинение Шарада 2
Cлайд 20
Шарада 3 В «записке» вы мой обнаружите корень, Суффикс в «послании» встретите вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдёте, В целом - по мне на уроки пойдёте. расписание