Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Cлайд 2
Тема: НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Источники изменения норм: разговорная речь местные говоры просторечие профессиональные жаргоны другие языки Языковые нормы не выдумываются учеными, а отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке.
Cлайд 3
НОРМЫ УДАРЕНИЯ Акцентология (лат. «accentus» – ударение) – раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения. Особенности русского ударения: ударение в русском языке свободное, разноместное; оно бывает подвижным и неподвижным; ударение выполняет различные функции в языке (может различать значение слов и их формы); существуют варианты ударения в языке (профессиональные, устаревшие).
Cлайд 4
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ Орфоэпия (греч. «orthos» – «правильный» и «epos» –«речь») – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Основные правила литературного произношения: среди гласных только ударные произносятся четко; буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [е] и [и]; звонкие согласные в конце слова оглушаются; в сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму; заимствованные слова отличаются в некоторых случаях особенностями в произношении.
Cлайд 5
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ Морфология – раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Морфологические нормы – это правила использования морфологических форм различных частей речи. Средства выражения грамматических значений варьируются. Варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий синтаксические отношения, синтаксические единицы, синтаксические средства. Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций.
Cлайд 8
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Слово должно использоваться в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словаре русского языка. Лексические нормы – это правила использования слов в речи. Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется обращаться к толковым словарям русского языка, к специальной справочной литературе.
Cлайд 9
ПРИЕМЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ И ИНОСТРАННЫХ СЛОВ: Логическое определение – определение посредством родового понятия и видовых отношений. Подбор синонимов – объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение. Описательный способ – смысл понятия, обозначенного термином, передается посредством описания данного понятия. Этимологический способ – толкование слова посредством его происхождения, «биографии».
Cлайд 10
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Словообразовательные нормы – это утвердившиеся в литературном языке употребления производных слов, в которых произошло избирательное присоединение к производящим основам словообразовательных морфем. - уч – от данного корня образовали слова: учитель, ученый, учения, научить, наука, учебник, ученик, учительская…
Cлайд 11
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ Стилистические нормы – это целесообразное и уместное использование в речи (в том или ином стиле речи) языковых средств, находящихся в условиях стилистической соотносительности. Приехать – прибыть – прикатить Бессмыслица – вздор, чепуха Стилистическая норма – это также целесообразное и уместное использование языковых средств, закрепленных за тем или иным функциональным стилем.
Cлайд 12
Заключение Речь, структура которой соответствует литературным нормам, называется ПРАВИЛЬНОЙ. Нарушения тех или иных норм квалифицируются как речевые ошибки. Каждая разновидность ошибок характеризуется прямой связью с соответствующими нормами.
Cлайд 13
ЗАПОМНИТЕ: Язык исторически изменчив: меняются и нормы в лексике, грамматике, произношении. Рекомендуем обратиться за справками к современным словарям и грамматическим пособиям.
Cлайд 14
Использованная литература: Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова Культура и искусство речи.– Ростов- на- Дону «Феникс», 1995 Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева Русский язык и культура речи. – Ростов- на- Дону «Феникс», 2002 Ф. П. Сергеев Речевые ошибки и их предупреждение.– Волгоград «Учитель», 2002.