ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Варить прийти
Cлайд 3
Морфологические признаки I Начальная форма – инфинитив (ЧТО ДЕЛАТЬ?) фехтовать
Cлайд 4
II Постоянные признаки Вид: совершенный или несовершенный Приехал (что сделал?) Бурил (что делал?)
Cлайд 5
Спряжение I спряжение все глаголы НЕ на -ить Исключения: брить, стелить II спряжение все глаголы на –ить Исключения: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, И СЛЫШАТЬ, СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.
Cлайд 6
Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет – сущ. В.п.: читаю книгу пишу письмо смотрю фильм Непереходные глаголы – все остальные глаголы: войти в дом шёл лесом Возвратные глаголы – непереходные улыбнуться другу осмотреться в лесу
Cлайд 7
Переходные и непереходные глаголы
Cлайд 8
III Непостоянные признаки
Cлайд 9
Изъявительное наклонение
Cлайд 10
РОД Прошедшее время Читала работал Сослагательное (условное) наклонение играл бы играла бы
Cлайд 11
ЧИСЛО ЕДИНСТВЕННОЕ печатает МНОЖЕСТВЕННОЕ разговаривают
Cлайд 12
ЛИЦО Единственное число 1 лицо Я ЛЕЧУ 2 лицо ТЫ ЛЕЧИШЬ 3 лицо ОН, ОНА,ОНО ЛЕЧИТ Множественное число 1 лицо МЫ ЛЕЧИМ 2 лицо ВЫ ЛЕЧИТЕ 3 лицо ОНИ ЛЕЧАТ
Cлайд 13
Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.
Cлайд 14
Cлайд 15
Источники Русский язык . 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская и др. –М.: Дрофа, 2007. Из коллекции Microsoft Office