Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)? Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: "ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника. Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества? В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В комментарии к Критерию №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции». О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру. В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества.
Cлайд 3
Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д. В темах сочинений умышленно не используются узкие формулировки; реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы; не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Cлайд 4
Обратите внимание! Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет». Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет». Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Cлайд 5
Изменения в порядке выбора направлений и формулировки тем 2014-2015 уч. год «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Вопросы, заданные человечеству войной Человек и природа в отечественной и мировой литературе Спор поколений: вместе и врозь Чем люди живы? 2015-2016 уч. год Нет привязок к датам; В основе выбора направлений итогового сочинения – концепты: время, путь, любовь, дом. Это философские категории, в их рамках – тематика, по 5 тем в регионе. Пересечения тем в регионах не будет!
Cлайд 6
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
Cлайд 7
Художественное время как особый способ познания мира. Время в художественном произведении — это длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанных на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи. обратимо (автор воскрешает события прошлого), многомерно (действие развертывается в разных временных плоскостях) нелинейно (рассказ о событиях прошлого нарушается рассуждениями, комментариями, оценками). Время в тексте имеет четко определенные или достаточно размытые границы (события, например, могут охватить десятки лет, год, несколько дней, день, час и т.п.), которые могут обозначаться или, напротив, не обозначаться в произведении по отношению к историческому времени или времени, устанавливаемому автором условно (роман Е. Замятина «Мы»).
Cлайд 8
Образ времени может быть связан с мотивами движения; развития; становления; преходящего, земного; вечного; противопоставления преходящего и вечного.
Cлайд 9
Образ времени в литературе Образы художественного времени Характеристика Произведения Биографическое Детство, юность, зрелость, старость Л.Н,Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Горький «Мои университеты» Историческое Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества Л.Н.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.Булгаков «Белая гвардия» В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», М.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» и др. Космическое Представление о вечности и вселенской истории М.Булгаков «Мастер и Маргарита», поэзия Лермонтова, Тютчева, Блока и т.д. Календарное Смена времен года, будней и праздников И.Шмелёв «Лето Господне» Суточное День и ночь, утро и вечер И.С.Тургенев «Бежин луг», А.П.Чехов «Степь», поэзия Пушкина, Фета, Есенина и т.д.
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Как можно рассматривать время? биографическое время как одно из проявлений времени исторического («отражение истории в человеке»); как категорию существования человека во времени (тема детства как времени); как время, представленное в образах, событиях (политических, экономических, военных и т.п.):И. Бабель «Конармия», рассказы Зощенко, В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня» и.т.д) как наиболее яркое событие в жизни героя, ее эмоциональная вершина; художественное время при этом замедляется, «растягивается», течение же последующей жизни героя передается обобщенно, суммарно (И.Тургенев «Вешние воды», И.Бунин «Руся») как этап становления личности героя (Л.Толстой «Война и мир») как жизненный путь героя (Гончаров «Обломов») время как испытание (литература Гражданской войны, военная литература) как взаимоотношение поколений (тема отцов и детей) как непрерывную цепь событий и фактов в истории человечества (А.Чехов «Студент») и т.д.
Cлайд 13
Соотношение прошлого, настоящего, будущего И.Бунин «Холодная осень», М.Лермонтов «Мцыри» Один «миг» жизни, воскрешаемый героями в воспоминаниях, оценивается ими как реальный, исчезает противопоставление прошлого и настоящего. Мерой человеческой жизни признается наличие в ней моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти необратимого физического времени. Будущее для героев оказывается связанным не с земным бытием, не с объективным временем с его необратимостью, а с памятью и вечностью. Устанавливается истинное время — время сознания повествователя или героя, которое противопоставляет «ненужному сну» бытия неповторимые мгновения, запечатлевшиеся навсегда в памяти. Длительность и сила воспоминаний героев сохраняют память об ушедших, о прошлой жизни, о лучших днях жизни. Устанавливается неразрывная временная связь прошлого, настоящего и будущего.
Cлайд 14
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
Cлайд 15
Многозначность образа Дома в литературе Дом жилище, Россия, родина, хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций, крепость в хаосе военных, революционных событий, пристанище уставшей души, место её отдыха и восстановления; место сбережения духовных, нравственных, культурных традиций; утверждение вечности, красоты и прочности жизни, воплощение связи времён прошлого и настоящего, духовный портрет семьи; отражение сущности человека, приём характеристики героя, центр мира, род, место восстановления сил и т.д.
Cлайд 16
Дом (семья, детство) Проблемы памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка; роли отчего дома в судьбе человека; восприятия ребёнком окружающего мира; роли детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека; роли общения в развитии личности ребёнка; роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка; влияния детства на формирование жизненной позиции человека; влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.
Cлайд 17
ДОМ Шмелёв И.С. «Лето Господне» Пушкин А.С. «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Шолохов М.А. «Тихий Дон» Солженицын А.И. «Матрёнин двор» Астафьев В. «Царь-рыба» Духовная сила Соблюдение традиций и обрядов Русский характер Хранитель православных ценностей Сохранение нравственных традиций Прямодушие Честность Верность долгу Милосердие Духовность Взаимопомощь Забота друг о друге Трудолюбие Сохранение традиций Совесть Любовь Душевное спокойствие Доброта Праведность Совестливость Родина Россия Природа Совесть и т.д. Идеал домашнего очага, — семьи Болконских, Ростовых: теплота внутрисемейных отношений, хлебосольство, гостеприимство, высокая мораль, честь, долг, патриотизм «Родительский дом – начало начал…» (М. Рябинин) «Мой дом везде, где есть небесный свод…» (М. Лермонтов)
Cлайд 18
Распутин В. («Прощание с Матёрой», «Пожар», «Изба») Если традиционно дом мыслился как мир, то теперь мир представляется домом «человека мира».
Cлайд 19
АНТИДОМ Д.И. Фонвизин «Недоросль» А.Островский «Гроза» Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой» Грубость Деспотизм Невежество Жажда наживы Бездушие Лицемерие Ханжество Деспотизм Унижение Ложь Смерть Разорение Разрушение жизненного уклада Утрата связи с прошлым Беспамятство
Cлайд 20
Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
Cлайд 21
Гиперо нимы — слова с более широким значением, выражающие общее, родовое понятие К кому (чему) можно испытывать? Какой бывает? взаимной, страстной, по расчёту, безграничной,, слепой, вечной, глубокой, бескорыстной, благоговейной, жертвенной, материнской, братской, сыновней, безгрешной, родительской, неразделённой, трепетной, искренней, инстинктивной, безоглядной, разумной, романтической, безответной, отвергнутой, чистой, неземной, негасимая, всепоглощающей, несчастной, единственной, грешной и т.д. … любовь Что может? «вспышка», миг отношение способ- ность вспыхнуть, победить, согреть, переполнять, говорить, спасти, закончиться, расцвести, помочь, править, родиться, превратить, сказать, длиться, расти, убить, угаснуть, смениться, охватить, помогать, преобразить, иссякнуть, ослепить, исчезнуть, оставаться, существовать, захватить, умереть, возникнуть, зарождаться, превращаться, расти, обязывать прозвучать, рождаться, усиливаться, улетучиться, отсутствовать, связывать, смениться, оставаться… Семья, свобода, человек, счастье, судьба, ревность, родина, жизнь, смерть, искушение, предательство, вера, ненависть, труд, грех, самопожертвование, страсть, надежда, забота, долг, сострадание, бескорыстие… К Богу родителям, близким, окружающим, себе, родине, России, природе, народу, профессии, работе, деньгам, музыке, истине, жизни, свободе, чтению и т.п. самопожертвование, готовность на всё во имя любви и блага Близкого человека От художественных задач авторов, их нравственных и эстетических идеалов. Многоплановость смысла в литературе проверка состоятельности человека как личности трагедия, величайшая тайна благодать, воскрешающая сила преображающая сила, воздействующая на характер, психику и мировоззрение личности и т.п. чувство основа существо- вания состояние эмоции С какими понятиями связана? От чего зависит переосмысление концепта? «нигилистический» блок признаков, передающих неподконтрольность или отрицающих ценность данного феномена: любовь – морок, болезнь души, безумие.
Cлайд 22
"Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И.Тургенев «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте выражается индивидуальность, а – в любви». «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». А.Куприн «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней». А. Толстой «Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам». В. Пекелис «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое». В. Белинский
Cлайд 23
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
Cлайд 24
Cлайд 25
Cлайд 26
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Cлайд 27
Год литературы – хорошая возможность напомнить людям о роли умной книги в жизни общества. Литература «развивает творческий потенциал людей, объединяет нацию вокруг общих духовных и нравственных ценностей, задаёт стратегические идеи, культурные ориентиры гражданам». Путин В.В.
Cлайд 28
Юбилеи и возможные темы 24 мая - 110 лет со дня рождения М. А. Шолохова (1905-1984), советского писателя и общественного деятеля, 21 июня - 105 лет со дня рождения А. Т. Твардовского (1910-1971), русского поэта, 15 января- 220 лет со дня рождения А. С. Грибоедова (1795-1829), русского писателя, 28 августа - 90 лет со дня рождения А. Н. Стругацкого (1925-1991), писателя-фантаста 7 сентября - 145 лет со дня рождения А. И. Куприна (1870-1938), русского писателя, 3 октября - 120 лет со дня рождения С. А. Есенина (1895-1925), русского поэта, 22 октября - 140 лет со дня рождения И. А. Бунина (1870-1953), русского писателя, поэта, ноябрь (по др. данным декабрь) - 195 лет со дня рождения А. А. Фета (1820-1892) , русского поэта-лирика, 28 ноября – 135 лет со дня рождения А. А. Блока (1880 – 1921), русского поэта. Мир, открытый мне (фамилия писателя). Современен ли (фамилия писателя)? Способна ли литература воспитывать человека? Какой опыт даёт человеку литература? Может ли литература помочь человеку понять себя? Книга, научившая меня жить. Мой любимый поэт (писатель). Герои произведений (автор указан), близкие мне. Чем творчество (автор указан) может быть интересно моему поколению? Литература – отражение жизни? и т.п.
Cлайд 29
Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения. Выбор и обдумывание темы сочинения Обратите внимание! Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки Тема, сформулированная в виде утверждения Тема, переформулированная в виде вопроса «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война. Что помогает человеку выжить на войне? Что спасает человека в условиях войны? Произведение о войне, которое Вас взволновало Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало? Война: преступление и подвиг Что на войне можно считать преступлением, а что – подвигом, и в чём они противостоят друг другу? Роль родительского наставления в жизни человека Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека? «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) Почему жизнь без любви невозможна? Почему жить – это значит любить?
Cлайд 30
Выявление ключевых слов темы сочинения Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: В чём истоки непонимания людей разных поколений? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасно равнодушие? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Что важнее: любить или быть любимым? Что такое семейные традиции и зачем они нужны? Понимание и осмысление содержания терминов и понятий Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем и направлений итогового сочинения: дом, любовь, счастье, путь, судьба, время, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.; герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.
Cлайд 31
Проверяем себя Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: В чём истоки непонимания людей разных поколений? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасно равнодушие? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Что важнее: любить или быть любимым? Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
Cлайд 32
Определение главной мысли сочинения Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений: Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.) Почему тема войны не уходит из литературы? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Подбор литературного материала Основные условия: Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала. Сочинение будет не цельным, если не определен аспект доказательства главной мысли. При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным. Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.) Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны. Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война», «нравственный выбор на войне» и др. Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…
Cлайд 33
Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана) Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Обратите внимание! В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.
Cлайд 34
Написание сочинения на черновике. Обдумывание структуры и композиции сочинения При написании черновика выпускник должен: постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении; не отклоняться от темы и рассматривать ее в нужном ракурсе; следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы; при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей; выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения. Обратите внимание! Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто: черновик работы экспертами не проверяется.
Cлайд 35
Cлайд 36
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение оценивается по шести критериям. Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№6). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Cлайд 37
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарѐм
Cлайд 38
Критерий №1 Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Cлайд 39
Критерий №2 Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Cлайд 40
Критерий №3 Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Cлайд 41
Критерий №4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Cлайд 42
Критерий №5 Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Cлайд 43
К1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0
Cлайд 44
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0
Cлайд 45
К3. Композиция Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0
Cлайд 46
К4. Качество речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0
Cлайд 47
К5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0
Cлайд 48
К6. Речевые нормы Допущено не более 2 речевых ошибок. 2 Допущены 3-4 речевые ошибки. 1 Допущены 5 и более речевых ошибок. 0
Cлайд 49
К7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2 Допущены 4-5 орфографических ошибок. 1 Допущено более 5 орфографических ошибок. 0
Cлайд 50
К8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. 2 Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. 1 Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0
Cлайд 51
К9. Грамматические нормы Допущено не более 2 грамматических ошибок. 2 Допущены 3-4 грамматические ошибки. 1 Допущено 5 и более грамматических ошибок. 0
Cлайд 52
К10. Фактическая точность в фоновом материале Фактические ошибки отсутствуют. 2 Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). 1 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20
Cлайд 53
Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу Отметка по десятибалльной системе оценивания 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Первичный балл 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 20