УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ Марченковская ООШ Еськина Л.Н.
Cлайд 2
Проверка домашнего задания Рассказ Евгения Ивановича Носова «Как патефон петуха от смерти спас» 3 предложения с однородными членами; 1 предложение с тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными; 3 предложения с глаголами в неопределенной форме;
Глагол Глагол – это… часть речи, которая отвечает на вопросы что делать, что сделать? Обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по… временам, в настоящем и будущем времени по… лицам и числам, в прошедшем времени… по родам (в ед.числе) и числам. Инфинитив – это… неопределённая форма глагола. Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы… Что делать? Что сделать? Инфинитив имеет на конце… -ть, -ти, -чь.
Cлайд 5
Попробуйте сформулировать тему урока Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы: Друзья познают…ся в беде. Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся. За всё брат…ся – ничего не сделать.
Cлайд 6
Тема урока ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
Cлайд 7
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ Внимание! Проблема! [вад’и ца] [вад’и ца] [во д’ица] Води ца;води ться;во дится [т’э пл’ица] [т’э пл’ица][т’ипл’и ца] Те плиться;те плится;тепли ца Что заметили?
Cлайд 8
В чем разница в написании слов? Переносица ; переносится; переноситься. Водица; водится; водиться. Теплица, теплиться, теплится. Не путайте формы глаголов с существительными, которые оканчиваются на –ца! Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.
Cлайд 9
Могут ли быть в одних и тех же словах разные написания? Что вы об этом думаете? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Бросится Нравится Удивится Вернутся Броситься Нравиться Удивиться Вернуться
Cлайд 10
Алгоритм правописания –тся и –ться в глаголах Неопределенная форма что сделать? что делать? Обучиться хочу Трудиться могу Форма 3-го лица что делает(ют)? что сделает(ют)? Учится мальчик Трудится папа
Cлайд 11
Работа с учебником Стр.106 правило Упр.634
Cлайд 12
Физминутка
Cлайд 13
Объясните написание или отсутствие Ь Я вышел на берег насладит.ся ароматом смолистых листьев. Спускается солнце на степь, издали золотит.ся ковыль. Клубят.ся тучи, хотят в росе понежит.ся поля. Мне не спит.ся, не лежит.ся. Путешественники долго не могли успокоит.ся. Орлам случает.ся и ниже кур спускат.ся, но курам никогда до облаков не поднят.ся. Стрич.ся и брит.ся он не любил.
Cлайд 14
Объясните написание или отсутствие Ь Не ветры веют буйные, Не мать-земля колышет.ся. Шумит, поет, ругает.ся, К.чается, в.ляет.ся, Дерет.ся и целует.ся На празднике народ.
Cлайд 15
Работа в группе Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч. Словосочетание Проявлять стремление Испытывать волнение Допускать ошибки Принять решение Чувствовать радость Глагол стремиться – стремится волноваться – волнуется ошибаться – ошибается решиться – решится радоваться – радуется
Cлайд 16
РЕФЛЕКСИЯ - Какую задачу ставили на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новое знание? - Какие оценки поставите себе?
Cлайд 17
Список используемых источников Литература 1. Ефремова Е.А. Русский язык, 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение», 2015. 2. Ладыженская Т.А., М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс. Ч.1,2.- М.: «Просвещение», 2016. 3. Цветкова Г.В. Русский язык, 5 класс. Технологические карты уроков.- Волгоград: «Учитель». Интернет-источники http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/04/19/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-pravopisanie-tsya-tsya-v https://w-dog.ru/wallpaper/shkolniki-fizkultura-zaryadka-zal/id/131240/ https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%202%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C&img_url=http%3A%2F%2Fstatic.ozone.ru%2Fmultimedia%2Fbooks_covers%2F1011971432.jpg&pos=0&rpt=simage