Урок- презентация по русскому языку в 4 классе Составила: Фадеева Г. И., учитель начальных классов СЗУ Министерства образования и науки Самарской области МОУ Кошкинская СОШ Кошкинского района с. Кошки, 2010
Cлайд 2
Тема урока: Прошедшее время глагола
Cлайд 3
Назовите глаголы и определите их время: н.в н.в Уж тает снег, бегут ручьи, п.в В окно повеяло весною … б.в Засвищут скоро соловьи, б.в И лес оденется листвою!
Cлайд 4
Сегодня на уроке: Учимся грамотно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени единственного числа; Развиваем память (письмо по памяти), речь (придумать продолжение рассказа); Проверяем свои знания по теме (самостоятельная работа);
Cлайд 5
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Затон - ?
Cлайд 6
По словарю С. И. Ожегова: Затон – 1) вдавшийся в берег речной залив, заводь; 2) место стоянки и ремонта речных судов, обычно оборудованное в речном заливе; Заводь – небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением; Залив – водное пространство, вдавшееся в сушу;
Cлайд 7
Письмо по памяти Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона.
Cлайд 8
Прочитайте и назовите форму данных глаголов: Дружить, беречь, полоть, стеречь, собирать, нести, красить, жечь, запрячь, везти. Проверь себя: Дружить,полоть, беречь, стеречь, везти, собирать, жечь, запрячь красить, везти Вывод: среди глаголов неопределенной формы, кроме глаголов с суффиксами – ть -, ти -, есть глаголы на –чь; - чь входит в состав корня и не является суффиксом.
Cлайд 9
Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного чисел Дышать, ходить, пасти, жечь, смотреть, беречь, нести. м.р ж.р с.р мн.ч Дышал дышал а дышал о дышал и Работаем самостоятельно, по вариантам (по 3 слова: 1 в. – ходить, пасти, жечь; 2 в. – смотреть, беречь, нести;)
Cлайд 10
Взаимопроверка: м.р ж.р с.р мн.ч ходил ходил а ходил о ходил и пас пасл а пасл о пасл и жег жгл а жгл о жгл и смотрел смотрел а смотрел о смотрел и берег берегл а берегл о берегл и нес несл а несл о несл и
Cлайд 11
Вывод: Не во всех случаях в глаголах прошедшего времени присутствует суффикс – л - ; При образовании глаголов прошедшего времени от глаголов неопределенной формы на –чь- (-ти-) происходит чередование конечного согласного корня (основы);
Cлайд 12
Подумай! Слово имеет родовое окончание
Cлайд 13
Физминутка Потрудились – отдохнуть, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаем, Выполним движения.
Поиграем в слова (кто больше составит слов за 1 минуту) ДОКАТИЛСЯ - ? Проверь себя: Доска, кот, лик, лиса, сила, тик, ток, лак, яд, дол, лодка, сито, код, кол, сок, …
Cлайд 16
Самостоятельная работа Фонарь светил лампа светила дерево стояло сосна стояла лодка плыла человек плыл отец говорил мать говорила вода кипела суп кипел яблоко созревало груша созрела солнце светило радио говорило столб стоял варенье кипело бревно плыло огурец созрел
Cлайд 17
Развитие речи Л. Н. Толстой «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».