Для чего нужны синонимы и антонимы? Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна, МОУ СОШ № 256 г. Фокино Приморский край Урок развития речи в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой
Cлайд 2
Прочитайте текст Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. (М. Ефетов.) Определите тему и основную мысль текста. Каким способом связаны предложения в тексте?
Cлайд 3
Определите значение слов Блестеть Сверкать Сиять - издавать блеск. - издавать яркий, переливающийся блеск. - излучать сильный, яркий, но ровный свет.
Cлайд 4
Лингвистический эксперимент Дрожит изумрудная капля В зелёной ладошке ольхи. (Г. Граубин.) Укажите в тексте синонимы. Как изменится звучание стихотворения, если слово изумрудная заменить его синонимом зелёная?
Cлайд 5
Сравните 1. Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта. 2. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца. 3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный.
Cлайд 6
Сделайте вывод Синонимы позволяют выразить мысль наиболее … .
Cлайд 7
Из воспоминаний Валерии Дмитриевны Пришвиной о реке Векше (в Подмосковье) Чистая вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий, белых и жёлтых. Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.
Cлайд 8
Работа над миниатюрой Пришвина М.М. «Бал на реке» Упр. 205. Объясните смысл заглавия. Найдите синонимы. Определите их роль. Запишите текст.
Cлайд 9
Текстовые синонимы Что такое текстовые синонимы? Слова, которые только в данном тексте обозначают одно и то же, называют текстовыми синонимами. Какова их роль? Текстовые синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
Cлайд 10
Найдите текстовые синонимы Спишите предложения с этими словами … Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья. Каким способом связаны выписанные вами предложения? Какую роль в их связи играют текстовые синонимы?
Cлайд 11
Прочитайте словарную статью, найдите в ней синонимы; подумайте, для чего они здесь употреблены? Отчизна, сущ. ж.р., только ед.ч., р.п. Отч-изн-ы (книжн.). Родина, отечество. Мой друг, отчизне посвятим/ Души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин.) Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.
Cлайд 12
Употребление антонимов в речи Какова роль антонимов в речи? Антонимы придают речи ясность, выразительность. Являются одним из способов толкования лексического значения слова.
Cлайд 13
Найдите антонимы Какую мысль они помогают выразить наиболее ярко? Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам Лето тёплое, Унесите от нас зиму, Зиму холодную. (Детская народная песенка.) Напишите текст по памяти
Cлайд 14
К выделенным словам подберите антонимы и вставьте их на месте точек 1) На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный хлеб всласть. 2) Маленькое дело лучше большого … . 3) Корень ученья горек, да плод его … . 4) Легко сказать, да … доказать. 5) Вперёд беги, а … оглядывайся.
Cлайд 15
В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.
Cлайд 16
На месте точек поставьте антоним, дополняющий толкование лексического значения слова Высокий – имеющий большое протяжение снизу вверх, расположенный на значительной высоте; противоп. … . 2) Активный – деятельный, энергичный, инициативный; противоп. … . 3) Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество; противоп. … .
Cлайд 17
Подведём итоги Для чего нужны синонимы? Что такое текстовые синонимы? Какова их роль в речи? Для чего нужны антонимы?
Cлайд 18
Использованные материалы Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. Пособию «Русская речь. 5 -7 классы»: 5 кл. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. 2000 Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001 http://www.proshkolu.ru/user/Tatyana-Primorie/folder/85040/