Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надым Урок русского языка в 9 классе по теме: «Строение сложноподчиненных предложений» Подготовила: Макарова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории 2011 год
Cлайд 2
Цели урока: обучающие: изучить и первично закрепить новые знания о сложноподчинённых предложениях; учить ребят находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного предложения, средства его связи с главным; производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых сложноподчинёнными; развивающая: развивать познавательный интерес; воспитательная: воспитывать интерес к словесности.
Cлайд 3
Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил своё чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна. Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня. А.Фет К какому стилю принадлежит текст? Назовите художественно-изобразительные средства, определите их назначение в тексте. Какие синтаксические конструкции преобладают? Подчеркните грамматические основы предложений. Выпишите три подчинительных словосочетания с различными способами связи и произведите синтаксический разбор.
Cлайд 4
Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: Сделано все, чтобы я мог работать спокойно. Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. [Я слушаю], (как снежный ком растёт) и (вечность бьёт на каменных часах). [Тихое утро полно такой свежести], (будто воздух промыли родниковой водой). [Я вас любил так искренно, так нежно], (как дай вам бог любимой быть другим).
Cлайд 5
Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически. [ ], ( ). ( ), [ ]. ( ), [ ], ( ). [ ], ( ), ( ). ( ), ( ), [ ].
Cлайд 6
Лингвистический эксперимент «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. Расставьте знаки препинания в данном предложении. Переделайте предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Запишите и подчеркните грамматические основы. Начертите схему сложноподчинённого предложения.
Cлайд 7
Ключ «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение, /повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли/. [«Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение],( которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли). [сущ.], (которое…).
Cлайд 8
Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений, и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей. Составьте схему предложения. Замените его сложноподчинённым с придаточным, отвечающим на вопросы: почему? по какой причине?
Cлайд 9
[Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], и [автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей]. [ ], и [ ]. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений], (поэтому автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей). [ ], ( ).
Cлайд 10
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным (дополнительным) [Знаю я], (что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь).(С.Есенин) [Иван Петрович расспрашивал детей], (не устали ли они в дороге). Сложноподчинённые с придаточным определительным. [Мы любим дом], (где любят нас). [И смотрит седая скала в глубину],( где ветер качает и гонит волну).(Я.Полонский) [Он посмотрел в ту сторону],( откуда раздавался крик). Сложноподчинённые с придаточным обстоятельственным [Я вернусь],(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин) (Чтобы понимать музыку), [надо прежде всего её слушать]. (Д.Шостакович)
Cлайд 11
Викторина с синтаксическим заданием (графический диктант) По синим волнам океана, Лишь звёзды гаснут в небесах, Корабль одинокий несётся, Несётся на всех парусах. («Воздушный корабль») Я б желал на веки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. («Выхожу один я на дорогу…») Так жизнь скучна, когда боренья нет. («1831 июня 11 дня») Ты знал ли дикий край под знойными лучами, Где рощи и луга поблекшие цветут, Где хитрость и беспечность злобе дань несут, Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой Умы и хладные и твёрдые, как камень.
Cлайд 12
Кроссворд Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы. Это придаточное предложение относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?) Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? когда? По какой причине? При каком условии?
Cлайд 13
Желаю успехов! Домашнее задание: выбрать из художественных текстов шесть сложноподчинённых предложений, произвести синтаксический разбор одного из них.