Урок русского языка в 6 классе по теме «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».
Cлайд 2
Цели урока: 1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах: ввести термин «постфикс», познакомить с его отличительными признаками , с историей его возникновения. 2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм. 3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.
Cлайд 3
В конце урока вы должны ответить на три вопроса : В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»? Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах? В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?
Cлайд 4
Проверка домашнего задания Упражнение на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему. Тест на тему «Значение возвратных глаголов»
Cлайд 5
Устная рецензия на ответ. Правило « 5 П»: 1.Правильность ответа 2.Полнота ответа 3. Последовательность изложения 4. Примеры, подобранные самостоятельно 5. Правильное речевое оформление
Cлайд 6
Актуализация знаний. Работа с таблицей. Упр194 . Сравните написание и произношение возвратных глаголов, стоящих в инфинитиве и в 3 л. ед. числа. Вспомните орфографическое правило, которое надо применить, чтобы правильно написать эти возвратные глаголы
Cлайд 7
Коллективная работа над составлением алгоритма применения правила «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах»
Cлайд 8
Алгоритм действий 1. Найти глагол с орфограммой –тся, -ться 2. Установить, от какого слова зависит глагол 3. Поставить от этого слова вопрос к глаголу Что делать? Что делает? Что сделать? Что сделает? Пишем Ь Не пишем Ь
Cлайд 9
Диктант на замену. Замените часть предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль. Коля никогда никого не дразнит. При встрече надо приветствовать друг друга. Чувствовать обиду по пустякам некрасиво.
Cлайд 10
Сделайте вывод Какой темой объединены эти предложения? Сравните предложения. В каких из них мысль выражена короче? Благодаря чему это становится возможно?
Cлайд 11
Работа с текстом « Откуда взялась морфема -СЯ?» Выразительно прочитайте текст. Что отражает заглавие текста: тему или главную мысль? Что нового вы узнали из текста? Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»
Cлайд 12
Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой Выписать из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят. Вставить, где требуется , пропущенные буквы. Образец: могли (что делать?) использоваться (инф.)
Cлайд 13
Проверь себя ! Могло (что делать?) находиться Могло (что делать?) отделяться Слова (что делают) не разделяются СЯ (что делает?) пишется Морфема (что делает?) появляется Она (что делает?) присоединяется
Cлайд 14
Сделайте вывод. В какой форме возвратного глагола пишется Ь? В какой форме возвратного глагола Ь не пишется. Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа особой морфемой?
Cлайд 15
На уроке русского языка Иван Петрович Аня Лена Катя Знакомьтесь!
Cлайд 16
Чем является –ся в возвратном глаголе? Интересный вопрос:
Cлайд 17
Существует несколько точек зрения - СЯ называют частицей - СЯ является суффиксом - СЯ – это постфикс
Cлайд 18
Мне нравится частица, «частица» - это русское слово Аня
Cлайд 19
-СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы Лена
Cлайд 20
А может быть, это постфикс? Катя
Cлайд 21
Мне нравится частица, «частица» - это русское слово -СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы А, может быть, это постфикс? А как вы думаете , ребята? Катя Лена Аня
Cлайд 22
Термин «постфикс» латинского происхождения. В этом слове «пост» означает «после». Постфикс – морфема, которая находится в конце слова, после всех других морфем. Сравните: «постскриптум» - приписка в конце письма после подписи. Иван Петрович
Cлайд 23
В русском языке уже есть термин «частица». Частица – это служебная часть речи. Чтобы не было путаницы, мы должны использовать другое название. Мне нравится частица, «частица» - это русское слово Иван Петрович Аня
Cлайд 24
-СЯ – это суффикс, потому что -СЯ служит для образования возвратного глагола Да, -СЯ служит для образо-вания возвратного глагола. Но суффикс – морфема, которая стоит после корня перед окончанием. СЯ Морфема -СЯ находится после окончания. Термин должен быть более точным. Лена
Cлайд 25
Может быть, это постфикс? Термин «постфикс» является более точным. Морфема -СЯ так же, как и суффикс, служит для образования слов, но стоит после окончания. ся Катя
Итоги урока Ответьте на вопросы: В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»? Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах? В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?
Cлайд 28
Домашнее задание 1. § 85 2. На выбор: Упр 198 или Написать грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»
Cлайд 29
Источники http://school-collection.edu.ru/2_Альбом/2_Иллюстрации/2_Интересный%20вопрос/[I-RUS_06]_[MA_00-AQ]/[I-RUS_06-04]_[ML_13-UF].swf