ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ ЧАПЛЫГИНСКИЙ РАЙОН МОУ СОШ П.РОЩИНСКИЙ Урок русского языка в 8 классе по теме: « Приложение» Учитель: Титкова О. А. 2005 г.
Cлайд 2
ЦЕЛИ УРОКА Образовательные: дать понятие о приложении как разновидности определения, познакомить с правилами правописания приложений с определенными словами. Развивающие: способствовать развитию творческого мышления через выполнение определенных заданий.
Cлайд 3
Подготовка к объяснению нового материала Громадный город Боец пехоты Героический народ Прочитайте словосочетания. Определите, где главное и зависимое слова. Каким членом предложения является зависимое слово? Что вы можете сказать об определении? В каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком несогласованное?
Cлайд 4
Объяснение нового материала Громадный город громада - город Боец пехоты боец – пехотинец Героический народ герой – народ -Какой частью речи выражены определения во второй части таблицы? -В чем особенность этих определений? ВЫВОД: такие определения называются ПРИЛОЖЕНИЯМИ.
Cлайд 5
ПРИЛОЖЕНИЕ Это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Cлайд 6
Приложение может обозначать: 1.Собственное наименование (название газет, журналов, организаций и т. д. ) Например: газета «Раненбургский вестник».
Cлайд 7
Cлайд 8
КАКОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИЗ ЗАПИСАННЫХ НА ДОСКЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЛОЖЕНИЕМ? Сестра Виктория. Водопад Виктория. -В каком роде будет употребляться сказуемое - глагол «быть» в прошедшем времени, если составить с этими словосочетаниями предложение?
Cлайд 9
Закрепление материала Устное комментирование примеров. 1)Чижа захлопнула злодейка – западня. 2)Жил в хижине бедняк – сапожник. 3)Поэт Н.А.Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги. 4)Над Москвой – рекой .
Cлайд 10
Самодиктант -Прочитайте текст стихотворения. Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка – скромница И ромашковый бугор…
Cлайд 11
Задания к самодиктанту. -Запишите текст по памяти. -Найдите и выделите в тексте все определения и приложения, над определениями укажите, согласованные они или несогласованные. -Проверьте, как вы записали текст.
Cлайд 12
Творческое задание -Перепишите предложения, заменяя согласованные определения приложениями. 1.Навстречу нам вышел (старый) сторож. 2.Сразу полюбилась добру молодцу (красивая) девица. 3.Ночевала тучка золотая на груди (огромного) утеса. 4.Откуда эта (громобойная) пушка.
Cлайд 13
Объяснительный диктант -Запишите предложения, подчеркните приложения и определяемые слова. -Укажите падеж определяемого слова и приложения. Почему в одном случае падеж совпадает, а в другом нет? Скоро в издательстве «Знание» вышел мой первый роман «Поединок».(А.Куприн)
Cлайд 14
Подведение итогов урока. - Что называется приложением? -Какими именами существительными оно может выражаться? -Что будет являться приложением при сочетании нариц. и собств. сущ – х, если собственное имя сущ – е называет лицо? -А если имя собственное называет предмет? -В каких случаях при приложении употребляется дефис?