Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Приёмы работы с текстом
Cлайд 2
С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком … Ему к лицу и термин узкий, И междометный вздох, и клич, Гордись, что понимаешь русский, Старайся глубину постичь. Сергей Скачко.
Cлайд 3
В качестве эпиграфа Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена. Вольтер
Cлайд 4
Формулировка задания С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего два примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Начать сочинение можно словами Г. Степанова. Объём сочинения не менее 70 слов.
Cлайд 5
Cлайд 6
А.М. Горький говорил: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».
Cлайд 7
Cлайд 8
Выполните задания Вариант1 Вариант2 Предложения 1 – 8 . Предложения 34 – 42. Ответьте на вопросы: Какой тип речи преобладает в вашем фрагменте текста? Обоснуйте свой ответ. Какие средства использует автор, чтобы описать пейзаж отношение говорящего к происходящему Найдите предложения, в которых автор использует обособленные однородные определения, укажите их номера. Для чего автор использует такое строение предложения? (Обратите внимание на порядок слов, место согласованных определений в предложении, интонационное выделение определений при обособлении.)
Cлайд 9
Формулировка задания С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Cлайд 10
Обратитесь к таблице Шаг работы Рекомендации Вступление Назови фразу, которую будешь разъяснять. Формулируем тезис Слова-связки: Я думаю… Мне кажется… На мой взгляд… Примеры для тезиса: …выражена мысль о единстве формы и содержания речи… …имеет в виду, что всякий говорящий учитывает два аспекта: о чём говорит и как хочет выразить свои мысли…
Cлайд 11
Разговорный стиль Основные особенности разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность.
Cлайд 12
Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ
Cлайд 13
Обратитесь к таблице Шаг работы Рекомендации Аргументация (выбираем того, чью речь будем использовать для аргументации, определяемся с микротемой) Определяем задачу говорящего. Переход: Чтобы это доказать, используем… Докажем это, привлекая… Проиллюстрируем… Какую информацию хочет сообщить? (или) Каковы чувства говорящего в момент речи? ( или) Какую словесную картину рисует? …
Cлайд 14
Выполните задания Вариант1 Вариант2 Предложения 15 – 28 Предложения 69 – 80 Среди лексических средств разговорного стиля мы увидели разговорные и просторечные слова и фразеологизмы, лексику с эмоционально-экспрессивной окраской. Найдите примеры этих лексических средств в речи героев. Постройте первый аргумент, учитывая, что выражают найденные слова: характер героя, его эмоциональное состояниеи т.д. Проанализируйте ту роль, которую играю найденные вами слова в предложении. Определите особенности строения, интонационные особенности, цель высказывания тех предложений, которые произносит персонаж. Запишите второй аргумент.
Cлайд 15
Обратитесь к таблице Шаг работы Рекомендации Вывод Сцепляющие слова: Таким образом… Итак… Следовательно… Примеры. Выразить свои мысли, донести свои чувства до собеседника помогают не только…, но и … Только удачный, целесообразный выбор … и … средств помогают достигнуть в речи главной цели: …
Cлайд 16
Рефлексия Мне показалось интересным… Для меня сложно… Я понял(а)… Я постараюсь запомнить… Особенно понравилось… Было скучно, когда… Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно…
Cлайд 17
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат; Но скудно вносим мы в него хороший склад; Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить. А.Сумароков
Cлайд 18
Домашнее задание Отредактировав рабочие материалы, написать сочинение. Определите, в каком стиле вы будете писать (научном или публицистическом), учитывайте особенности стиля. Помните, что объём сочинения составляет не менее 70 слов.