ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ От чтения к нам знания идут и голова становится светилом. (Г.Ф. Александров) Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. (Ф.М. Достоевский) Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все. (Франсуа Фенелон)
Cлайд 3
Упражнение 270. 1.Прочитайте необычный диалог. Как называются наклонения, которые в нём участвуют? - Я - … наклонение. А называюсь так потому, что обозначаю действие, которое происходит наяву, действие из яви. Я реально существую в каждом из трёх времён – настоящем, прошедшем и будущем. - Я тоже наклонение, и у меня несколько имён. Самые известные из них - …и … . Я обозначаю действие, которое может произойти при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица бы. Я, правда, не допускаю её близко, только на расстоянии. Что ещё я могло бы сказать о себе? Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени как морфологического признака у меня нет, потому что я только
Cлайд 4
могло бы существовать в реальной жизни. А у того, что не существует, и времени быть не может. Ну а я создано для того, чтобы повелевать: сделай, посмотри, открой… пусть я не существую в реальности и у меня тоже нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я – … наклонение, и я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою склонность к власти. И тогда я прошу, побуж-даю, призываю, а уж потом требую и приказываю. (По Г.Александровой). 2. Говоря о наклонении, автор использовал в тексте разговорную речь. Преобразуйте текст, заменив разговорную речь книжной. Что изменилось?
Cлайд 5
Попробуйте выделить корень в слове изъявительное изъявительное Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.) Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут.
Cлайд 6
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени – по числам и в единственном числе по родам. На основе текста заполните таблицу. Проверьте себя Изменение глаголов в изъявительном наклонении. настоящее время будущее время прошедшее время настоящее время будущее время прошедшее время лицо лицо род (ед.ч.) число число число
Cлайд 7
Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л– и частицы бы. Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами. Опираясь на текст параграфа, составьте схему. _______________ + Л + БЫ неопред.форма
Cлайд 8
Глаголы в условном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам. На основе текста заполните таблицу. Проверьте себя Изменение глаголов в условном наклонении. время лицо число род время лицо число род ___ ___ ед., мн. м., ж., ср. (в ед.ч.)
Cлайд 9
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по лицам и числам. На основе текста параграфа заполните таблицу. Проверьте себя Изменение глаголов в повелительном наклонении. время лицо число род время лицо число род ___ 2 ед., мн. ___
Cлайд 10
Образование форм повелительного наклонения 1. наст. буд. + нулевой И + те наст. буд. + нулевой И Давай (давайте) + форма изъявительного наклонения. Пусть (пускай) + форма изъявительного наклонения.
Cлайд 11
Наклонения глагола те те Изъявительное Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле Что делает? Что делал (-а, -о, -и)? Что сделает? Что будет делать? Условное обозначает действия, которые желательны или возможны при определённых условиях. ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ? Образуется оно так: Глагол в прош. вр. + частица БЫ(Б) Побудительное выражают действие, совет, приказ, требование ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)? ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)? Образуется так: ⋀ ⋀ И , режЬ, режЬте
ЗАПОМНИТЕ! Надо говорить! положил клал положи положите клади, положи кладете кладите В чем особенность глаголов с корнем –лож–? В чем особенность глаголов с корнем –клад–?
Cлайд 14
Упражнение 271. 1. Прочитайте предложения. В каком наклонении употреблены глаголы? Какое действие они обозначают? 1. Как бы я хотел принять участие в соревновании. 2. Хоть бы ты успел подготовиться к выступлению. 3. Я был бы рад, если бы мы победили в матче. 4 Скорее бы наступили каникулы! 5. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.Пушкин). 6. Я хотел бы освоить компьютер. 2. Составьте схему однородных членов пятого предложения. ✒3. Пофантазируйте, что было бы , если бы уже наступили каникулы. Напишите об этом, употребив глаголы в условном наклонении.
Cлайд 15
Упражнение 272. Читать – прочитать, входить – войти, заниматься – заняться. Придумайте предложения, употребив данные глаголы в повелительном наклонении. 2. Расскажите, как вы образовали формы повелительного наклонения. 3. Определите вид глаголов. Чем различаются значения глаголов совершенного и несовершенного вида в форме повелительного наклонения.
Литература. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1./Е. А. Быстрова, Л .В. Кибреева и др.; под ред. Е. А. Быстровой.- 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово», 2014 – (Инновационная школа). Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.