Урок русского языка в 5 классе По теме: «Словосочетание»
Cлайд 2
Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте. Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
Cлайд 3
«Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин
Cлайд 4
Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно. - Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
Cлайд 5
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. (из поэмы «Руслан и Людмила») - Что помогло вам построить предложение? - Выделите словосочетания.
Cлайд 6
Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу. х Тужит в темнице х Тужит там х Бурый волк х Служит ей х Служит верно
Cлайд 7
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит. -Измените главное слово. О волке (Предложный падеж) - Что стало с зависимым? бур/ом/ (оно тоже изменилось) Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
Cлайд 8
Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке – синтаксис (греч. – составление, построение) Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
Cлайд 9
Слова каких частей речи могут составлять словосочетание? Все ли слова в словосочетании сочетаются?
Прочитайте стихотворение А.А. Фета. О чем пишет поэт? О каком времени года? Какое словосочетание вас удивило? Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в тени, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.
Cлайд 14
Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького. - Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это? - Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ? «Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса: -Напоить его малиной, закутать с головой… Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»
Cлайд 15
Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
Cлайд 16
Задание: Найди эпитет и метафору. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А.С.Пушкин Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье… А.С.Пушкин
Cлайд 17
Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах. Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель. (Л.З.Прох.Словарь ветров.)
Cлайд 18
Проверь себя! По горизонтали: 4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам. 5. Сочетание слов. 6;7. Способы грамматической связи. По вертикали: Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. 2;3. Части словосочетания.
Cлайд 19
Литература: Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва:«Просвещение», 2003 Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001 Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997. Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы №2 2006г.