«Соединительные О и Е в сложных словах» Соединительные О и Е
Cлайд 2
Цель урока: Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е; Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах
Cлайд 3
I.Лексико – орфографическая работа Исследователь, обозреватель, летчик - испытатель
Cлайд 4
II. Попутное повторение Вставить пропущенные буквы. Пр..ехать Пр..близиться Пр..хороший Пр..строить Пр..странный Пр..клеить Пр..быть Пр..тихий Пр..добрый Пр..поднять Пр..йти Пр..одолеть Пр..казать Пр..обрести Ключ. И Е И Е Е И И И Е Е И И И И
Cлайд 5
III. Объяснение новой темы Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? Вода, лазить водолаз Море, плавать мореплаватель Мышь, ловить мышелов Это сложные слова
Cлайд 6
При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных
Cлайд 7
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая – после мягких согласных, шипящих и Ц? ВОДОЛАЗ МЫШЕЛОВ
Cлайд 8
VI. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О И Е» Звероловство Сороконожка Железобетон Общежитие Овцеводство Пешеход О Е После твердых основ После основ на мягкий согласный, на шипящий и Ц
Cлайд 9
V. Чтение словарной статьи. Страница 71
Cлайд 10
IV. Контроль за пониманием темы Творческая работа (выполняется устно) Задание: заменить слова одним сложным словом. Пить чай Помогать взаимно Любить труд Люди одной фамилии Любить свободу Тот, кто ходит пешком Старший класс (чаепитие) (взаимопомощь) (трудолюбие) (однофамильцы) (свободолюбие) (пешеход) (старшеклассник)
Cлайд 11
IV. Контроль за пониманием темы 2. Работа с учебником Упражнение 167 3. Творческая работа по таблице ловить водить строитель погрузочный
Cлайд 12
IV. Контроль за пониманием темы 4. Попутное повторение Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной. Ленивый ученик – Серьезный юноша – Однообразное движение – Враждебное отношение – добросовестный легкомысленный многообразное доброжелательное
Cлайд 13
VII. Закрепление пыль хранить овощи тушить огонь сосать телевидение плавать море передача три бороться земля мерить Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
VII. Закрепление «Диктант – молчанка». Угадай слово. Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения. Машина, которая очищает хлопок; Завод, где строят корабли; Бумага, чувствительная к свету; Здание, построенное из железа и бетона; Машина, которая очищает дорогу от снега.
VII. Закрепление Работа с учебником. Упражнение 168.
Cлайд 18
VII. Закрепление Кроссворд . Специалист по разведению садов. Локомотив с паровым двигателем. Канал для выхода дыма из трубы. Русская народная игра – пляска. Лес, поваленный бурей. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. Огнестрельное оружие.