Виды придаточных предложений. (ПРАКТИКУМ) 2011 – 2012 год МБОУ «СОШ в п. Усть-Омчуг» Магаданской области Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Cлайд 2
ЦЕЛЬ ПРАКТИКУМА: Проверить умение правильно определять вид придаточного предложения.
Cлайд 3
ВСПОМНИМ ПРАВИЛО
Cлайд 4
ВИД ПРИДАТОЧНОГО ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ ПРИДАТОЧНЫЕ 1. Определительные Какой? Чей? 2. Дополнительные Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём? 3.Подлежащные Кто? Что? 4. Сказуемные Отвечают на вопросы сказуемого 5.Места и времени Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? 6.Причины Почему? Отчего? 7.Следствия Что из этого следует? 8.Образа действия и степени Как? Каким образом? В какой мере или степени? 9.Сравнения Как? 10.Цели Зачем? Для чего? С какой целью? 11.Условия При каком условии? 12. Уступки Несмотря на что? Вопреки чему?
Cлайд 5
Задание Спишите, вставьте пропущенные знаки препинания, определите тип придаточного предложения.
Cлайд 6
1. Одно из противоречий каким живо творчество Мандельштама касается собственной природы этого творчества. 2.Что бы со мной ни было я хочу быть один. 3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.
Cлайд 7
4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне. 5.Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда. 6.Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда даёт его в переносном значении. 7.Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписаться.
Cлайд 8
8. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна. 9.Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался. 10.В степи было тихо несмотря на то что солнце поднялось. 11.Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме.
Cлайд 9
12.Зной всё усиливался так что становилось трудно дышать. 13.Я сижу до тех пор пока не начинаю чувствовать голод. 14. Красивая девушка должна быть одета так чтобы выделяться из окружающей обстановки. 15.Я спросил у кукушки сколько лет проживу я. 16.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.
Cлайд 10
17.Как ни интересен труд режиссёра актёрская работа всё же интереснее. 18.Стало так тихо что со своего балкона я слышал голоса в саду. 19.Если начнёшь усиленно заниматься то успеешь подготовиться к экзамену. 20. И я во сне вижу как на волке еду по тропинке лесной. 21.И вот наступила та долгожданная пора когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.
Cлайд 11
22.Мне хотелось чтобы эта книга была интересна всем. 23.Статья оказалась настолько сложной что смысл её был понятен только специалистам-филологам. 24.Всякий раз как только показывалось солнце замёрзший пруд блестел как только что вымытое зеркало. 25.Чтобы не сказать ничего лишнего Полина в этот вечер тщательно подбирала слова.
Cлайд 12
26. Дорогу по требованию горожан расширили так что проблема с заторами на перекрёстках была решена. 27.Если в ясный день подойти к окну то вдалеке будут видны очертания города. 28.Поскольку дом был окружён высоким забором нам пришлось обойти вокруг в поисках калитки. 29.Можно только предполагать как долго продлится его путешествие. 30.Вывеска должна быть расположена так чтобы каждый прохожий обращал на него внимание.
Cлайд 13
31. Тот кто должен отвечать за других раньше взрослеет. 32.Какова яблонька таковы и яблочки. 33.Что ты в деревню хочешь это прекрасно. 34.Друг мне тот кому всё могу говорить.
Cлайд 14
Ответы 1 – ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ 16 – ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ 2 – УСТУПКИ 17 - УСТУПКИ 3 – СРАВНЕНИЯ 18 – МЕРЫ И СТЕПЕНИ 4 – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ 19 - УСЛОВИЯ 5 –МЕСТА 20 - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ 6. – ВРЕМЕНИ 21 -ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ 7 –ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ 22 - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ 8 – ЦЕЛИ 23 – МЕРЫ И СТЕПЕНИ 9 – ПРИЧИНЫ 24 - ВРЕМЕНИ 10 – УСТУПКИ 25 - ЦЕЛИ 11 – СРАВНЕНИЯ 26 - СЛЕДСТВИЯ 12 – СЛЕДСТВИЯ 27 - УСЛОВИЯ 13 – ВРЕМЕНИ 28 - ПРИЧИНЫ 14 – ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ 29 - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ 15 – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ 30 – ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ 31 – ПОДЛЕЖАЩНОЕ 32 – СКАЗУЕМНОЕ 33 – ПОДЛЕЖАЩНОЕ 34 - СКАЗУЕМНОЕ
Cлайд 15
Cлайд 16
Литература А.Г.Нарушевич. Материалы курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 76 с. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык:Учеб.для 5-9 кл. общеобразоват.учеб.заведений.-М.:Просвещение,2009, 256 с.