Выполнила Кондратенко Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №291 Беглые гласные 5 класс
Cлайд 2
Проверочная работа.
Cлайд 3
Запишите слова, обозначая в них приставки. Укажите слово с тремя приставками. Готовить, подготовить, переподготовить, остановить, приостановить, прошло, позапрошлый, носить, износить, поизносить, непроизносимый, водить, изводить, производить, непроизводительный.
Cлайд 4
Запишите предложения, графически обозначьте приставки и омонимичные им предлоги подчеркните. Он додумался до этого сам и очень гордился. Лодка отчалила от берега и быстро поплыла по реке. Я дошёл до дома и вбежал в подъезд. Из воды поднимаются камни, лежавшие под водой. Котёнок забился за скамейку и жалобно замяукал. У самого дома малыш упал в лужу.
Cлайд 5
Игра «Найди пару» Писать Мрачный Светит Береговой Облако Освещение Мрак Вещание Известие Пишущий Бережок Орех Орешек Ушки Ухо Облачное
Cлайд 6
Беглые гласные Какие гласные мы можем назвать беглыми? Приведите пример.
Cлайд 7
Почему гласные убежали? В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь. Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.
Cлайд 8
Запишите выделенные слова и подберите к ним однокоренные с беглыми гласными. Верхушек- Опушек- Сучок- Прыжок-