1. Проблема (комментарий) a) Для комментария выбрать только одну проблему из текста. б) Проблему определять только в рамках определённой, обозначенной темы. в) Проблему обязательно подтверждать цитатами из текста.
Cлайд 3
2. Позиция автора по проблеме, выбранной для комментария. a) Позицию автора определять только по проблеме, которую вы сами выбрали для комментария и по которой вы способны найти аргументы. б) Позицию автора не следует выражать словами, характеризующими тип речи: рассуждает, размышляет (тип речи — рассуждение) повествует, рассказывает (тип речи — повествование) описывает, показывает (тип речи — описание)
Cлайд 4
в) Позиция автора считается не сформулированной без слов: «считает, утверждает, убеждён, (не) уверен, восклицает, восхищается, вопрошает, иронизирует, сомневается, высказывает недоверие, заставляет задуматься, осуждает, удивляется, призывает, сожалеет» и т. д. НЕОБХОДИМО УПОТРЕБЛЯТЬ УКАЗАННЫЕ СЛОВА! г) Позицию автора обязательно следует подтвердить цитатами.
Cлайд 5
3. Формулировка собственного отношения к позиции автора по выбранной для комментария проблеме.
Cлайд 6
Фразы, используемые для выражения согласия: Нельзя не согласиться с позицией автора, утверждающего, что... (убеждённого в том, что...и т. д.) несогласия: Трудно согласиться с автором, призывающим к тому, чтобы...(сожалеющим о том, что...и т. д.) частичного согласия: Моё отношение к позиции автора не однозначно. С одной стороны, я согласен с автором, считающим, что... С другой стороны, мне трудно понять автора, иронизирующего по поводу... и т. д.
Cлайд 7
Примечание: Можно использовать следующие речевые штампы: Автор, рассуждая (о ком — то, о чём — то), убеждает читателя в том, что... Автор, рассказывая (о ком — то, о чём — то), выражает сомнение в том, что... Автор, описывая (кого — то, что — то), иронизирует над...
Cлайд 8
Аргументы
Cлайд 9
1. Аргументов должно быть 2 (два) При формулировании аргумента можно использовать простейшую вопросно-ответную схему: 1. Что смотрел (видел, слышал, чувствовал, узнал, читал, чему был свидетелем и т. д.)? 2. О чём читал (услышал, узнал и т. д.)? 3. Чему научился (что определил для себя, к какому выводу пришёл и т. д.)?
Cлайд 10
2. Что следует относить к аргументам: а)указание фамилий, имен, отчеств, указание места действия (это географические наименования, названия стран, адресов и т. д.); б)указание времени действия (название эпох, указание года, века, месяца и т. д.); в)отрывки из стихотворений ; г)пословицы, поговорки, афоризмы и т. д.; д)притчи, легенды, сказания и т. д.; е))названия ТV — каналов, радиопрограмм, телепередач, имена и фамилии ведущих, участников программ (то же самое для произведений литературы, искусства и т. д.).
Cлайд 11
В тестах ЕГЭ можно выделить следующие виды анализа: * смысловой анализ текста (уяснение основных тезисов автора, на основе которых необходимо развернуть свое собственнное рассуждение); * речеведческий анализ текста (определение стиля и типа речи); * языковой анализ текста (выяснение роли различных типов слов в организации текста; определение языковых средств выразительности в тексте).
Cлайд 12
(По материалам учебного пособия: Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М.: Русское слово, 2008.)