Муниципальное общеобразовательное учреждение «Февральская СОШ» Амурской области Урок русского языка в 11 классе. Лингвистическая мастерская по теме: «Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи». Подготовила учитель русского языка I квалификационной категории Горбунова Ирина Васильевна
Cлайд 2
Лингвистическая мастерская. Правописание НЕ с различными частями речи. Сформулировать задачу урока.
Проверка теоретического материала. Раздельное написание. 1.Не мог, не торопясь, не проведено. 2. Не рад, не должен. 3. Путь не короток, а длинён. 4. Это был не лев. 5. Не от кого утаивать. 6. Вовсе не серьёзное решение. 7. Не подлежащее разделу имущество.
Cлайд 5
Слитное написание. Неряшливый вид. Неласковый взгляд. Нечем гордиться. Незаклеенный конверт. 5. Крайне неосторожный поступок. 6. Негде разместиться.
Cлайд 6
Объяснительный диктант. Задание: записать словосочетания с НЕ и устно объяснить правописание. (Не) весёлые думы, (не) умевший лгать, нести (не) суразицу, (не) замеченные другом, очень (не) вкусный пирог, возникшая (не) домолвка, (не) зная причины, (не) было намерений; (не) дорогой , но красивый подарок; (не) смотря на (не) погоду.
Cлайд 7
Орфографическая задача. Задание: определить четвёртое лишнее слово и аргументировать ответ. 1. (Не)удача, (не)чего, (не)покорный, (не)знает. 2. (Не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого. 3. Никем (не)тронутый; (не)глубокий,но очень бурный; (не)по-товарищески, (не) мог погаснуть.
Cлайд 8
Проблемная ситуация. Почему в данных словосочетаниях НЕДО в одном случае пишется слитно, а в другом раздельно? Недосолить суп и не добежать до финиша
Cлайд 9
Лингвистический анализ текста. Задания группам. 1 группа: определить стиль текста, тип речи, задачу текста, средства связи. 2 группа: поисковый диктант ( найти слова на изученную орфограмму и объяснить правописание). 3 группа: объяснить знаки препинания в указанных предложениях.
Cлайд 10
Редактирование. Задание :найти предложение с грамматической ошибкой и записать в исправленном виде. М. Горький (не)однократно говорил, что труд – основа культуры. 2. Те, кто никогда (не)был на вершине колокольни Ивана Великого, (не)имеют представления о Москве. 3. Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки. 4. В романе «Обломов» (не)сколько главных героев.
Cлайд 11
Выписать в два столбика только номера примеров со слитным и раздельным написанием. 1 вариант 2 вариант 1. Где-то (не)близко пели. 1. Послышалось (не)громкое пение. 2. (Не) хоженые тропы. 2. Поле (не) вспахано. 3. Ни в чём (не)виновата. 3. (Не)выносимо тяжело. 4. (Не)лепый поступок. 4. Совсем (не)красивый зонт. 5. Идти (не)торопясь. 5. (Не)мог заснуть. 6. (Не)доиграл партию. 6.(Не)достаёт дна. 7. (Не)пользуясь льготами. 7. (Не)дождавшись ответа. 8. Времени всегда (не)достаёт. 8.Путь (не)близок, а далёк. 9. (Не)навистный человек. 9. Домашние (не)урядицы. 10.(Не)обладающий тактом. 10.(Не)соответствующий рангу. Диагностическая проверка знаний