* ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1018 Слова-паразиты в речи Авторы проекта: ученицы 6 «Б» класса ГБОУ СОШ №1018 ЗАО г. Москвы Колоска Марина и Эксанова Александра Руководитель: учитель русского языка и литературы Неретина Ирина Моисеевна Москва, 2012-13 уч.г.
Cлайд 2
* Культура речи – раздел языкознания, изучающий правильность и чистоту речи
Cлайд 3
Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать. Добро бы было как бы в дело, Пусть даже как бы наугад. А то ведь как бы неумело И чаще как бы невпопад. Ю.Важдаев *
Cлайд 4
* Цель проекта Изучение проблемы засорённости речи учащихся 5 «Б» класса словами – паразитами и поиски путей решения данной проблемы. Задачи: выяснить, почему слова называются «паразитами»; рассмотреть группы слов, относящихся к «паразитам»; провести анкетирование среди учащихся 5 «Б» класса; проанализировать, насколько речь наших одноклассников соответствует нормам литературного языка; определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи; выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».
Cлайд 5
* Объект исследования: речь учащихся 5 «Б» класса ГБОУ СОШ № 1018. слова-паразиты, используемые учениками в устной речи. Предмет исследования: Гипотеза: большинство подростков употребляют слова-паразиты потому, что не замечают их в своей речи или не придают значения проблеме засорённости языка.
Cлайд 6
* Методы исследования: изучение литературы по теме, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, оформление результатов.
Cлайд 7
* Слова-паразиты В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «вредные слова», «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т.А.Ладыженская), «слова-заменители» (Е.А.Земская), «упаковочный материал» (Л.В.Щерба). Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. Враги чистоты речи
Cлайд 8
«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «В общем-то» *
Cлайд 9
* повышение эмоциональности речи, взволнованность; снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка); демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов; демонстрация принадлежности говорящего к «своим»; недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; мода на некоторые слова. Причины возникновения слов – паразитов:
Cлайд 10
* Классификация слов-паразитов Слова –паразиты как часть речи № Группа Слова – паразиты 1 Частицы ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 2 Вводные единицы вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай, конечно, наверное, вероятно, кажется 3 Местоимения, местоименные наречия это, это самое, как его, там 4 Переход из одной части речи в другую блин, черт
Cлайд 11
Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: «Ох, мамочка моя, бабуся!» Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно. Фраза также позволяет понять характер персонажа. Баб-Ягун - это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое. *
Cлайд 12
Анкетирование учащихся 5 «Б» класса с целью выяснения осведомлённости о словах-паразитах *
Cлайд 13
На диаграмме видно, что по 24% учеников узнали о словах-паразитах из дома и школы, 20% из телевизора и 12% из интернета *
Cлайд 14
Диаграмма иллюстрирует внимание учащихся к своей речи *
Cлайд 15
Никто из респондентов не назвал других причин употребления слов-паразитов, кроме перечисленных *
Cлайд 16
26% респондентов не задумывались о роли слов-паразитов *
Cлайд 17
69% не прилагают никаких усилий, чтобы следить за чистотой речи *
Cлайд 18
Анкетирование учащихся 5 «Б» класса с целью выявления употребления слов-паразитов по гендерному признаку *
Cлайд 19
Мальчики не спешат признаваться в употреблении слов-паразитов *
Cлайд 20
Анализ полученных результатов * Таким образом, подтвердилась наша гипотеза.
Cлайд 21
Избавляйся от слов-паразитов! *
Cлайд 22
* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшест-венниками. И.С.Тургенев
Cлайд 23
* Давайте говорить грамотно! Давайте беречь наш язык!