Корень слова. Однокоренные слова. Повторение (2 урока) Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Cлайд 2
Цель Уметь: различать слова с одинаковыми по значению корнями; подбирать однокоренные слова, учитывая значение слов. Познакомить с понятием омонимичные корни.
Cлайд 3
Игра «Четвертый лишний» Определить, являются ли слова одной группы однокоренными словами. Лето, леток, лететь, летящий Белый, белить, белка, побелеть Гора, пригорок, горка, горевать Вывод: корни звучат одинаково, но имеют разное значение. Такие корни называют омонимичными.
Cлайд 4
Поэтическая пятиминутка У шиповника – шипы. На шиповнике – бутоны. Вот он блещет у тропы, Ярко-красный и зеленый… Являются ли однокоренными подчеркнутые слова? Он глаза мои слепит, Он костер напоминает. Он шиповник. Он шипит. Искры красные роняет. ( А.Кушнер) Запишите слова, выделите в них корень.
Cлайд 5
«Подбери мне пару» Гора, гористый, горевать, горец, горе, предгорный. Водитель, водяной, водить, вода, водный, проводка. Делить, дело, разделять, переделать, поделка, деление. Разделите слова по однокоренным группам и запишите их.
Cлайд 6
Почему так? Деревенский старожил Сад колхозный сторожил. Выделите и графически объясните написание безударных гласных в корнях выделенных слов. Сделайте вывод об этом явлении в языке.
Cлайд 7
Словарь корней – да – дать давать задавать продавать продавец преподавать преподаватель раздаваться
Cлайд 8
Словарь корней – един – единство единение объединиться единица соединение единственный С двумя словами составить и записать предложения.
Cлайд 9
Словарный диктант Выделить корень с безударной гласной, подобрать проверочные слова. Уд…вительный день, скр…пучий снег, прибл…жаться к дому, укр…тить зверя, расч…щать двор, объ…снить задачу, объ…динить людей, сож…леть о потере.
Cлайд 10
На мачте разв(Е/И)вался флаг. В отд(О/А)лении в(И/Е)днелись картофельные поля. Растение хорошо разв(Е/И)вается. Ребята ум(О/А)ляли взять их на всю ночь л(А/О)вить рыбу. Закр(Е/И)пи полозья саней, чтобы они не скр(И/Е)пели. Напоминание: прежде, чем работать над орфограммой в слове, необходимо указать его принадлежность к части речи. «Поставь на место букву»