МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ») Кафедра оценки и управления качеством ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Педагогический проект «И пальцы просятся к перу…» ( модель организации творческой работы с текстом ) Выполнила: Чистова Татьяна Степановна, выпускница курсов профессиональной переподготовки по направлению «Основы педагогической деятельности» Научный руководитель: Пешня Инна Сергеевна, кандидат педагогических наук Иркутск 2014 г.
Cлайд 2
Характеристика ситуации: Старшеклассники испытывают сложности при написании собственных связных высказываний, затрудняются в подборе аргументов, допускают ошибки в использовании языковых средств, не имеют систематических знаний о литературных нормах. Все это свидетельствует об отсутствии системной целенаправленной работы над формированием навыков создания качественного текста. Гипотеза: система целенаправленных занятий и сбалансированный комплекс элективных и факультативных курсов, являющиеся основой проекта (модель)позволят усовершенствовать традиционную практику развития речи, заменить её качественно новыми формами работы, сделают работу по развитию речевых творческих способностей целенаправленной и интересной детям. Актуальность проекта: диагностика и анализ ситуации выявили проблему «Как повысить интерес обучающихся к творческим работам, сделать их письменную и устную речь грамотной и выразительной?»
Cлайд 3
Цель проекта – создать условия для развития связной речи обучающихся, повышения их мотивации к выполнению творческих заданий через систему целенаправленных занятий и сбалансированный комплекс элективных и факультативных курсов. Решение задачи – в реализации проекта «И пальцы просятся к перу…».
Cлайд 4
Задачи проекта: вызвать интерес к поднятой проблеме у обучающихся и учителей; -определить пути и способы решения проблемы; - внедрить авторскую методику Львовой С.И. по изучению публицистического стиля и его основных жанров как основы для создания будущих творческих работ; - создать продукт проекта: систему целенаправленных занятий и сбалансированный комплекс элективных и факультативных курсов; - оценить эффективность проекта, проанализировать творческие работы, найти удачные и неудачные моменты реализованного проекта.
Cлайд 5
Воспитательные:индивидуально-личностный принцип обучения:учащийся как активный субъект (личностно-ориентированные технологии Н.С. Якиманской, Г.К. Селевко, О.С.Газмана) Образовательные:адаптация программ элективных и факультативных курсов по русскому языку д.п.н. С.И. Львовой, создание собственной школьной модели системных занятий по созданию творческих работ по русскому языку. методические: создание творческой группы учителей для практико-ориентированного решения проблемы. Теоретические аспекты проекта
Cлайд 6
Как повысить интерес обучающихся к творческим работам, сделать письменную и устную речь детей грамотной и выразительной? Ожидаемый результат проекта: В результате проекта будут созданы авторские программы, они будут проверены и скорректированы, в рамках проекта внедрена технология коллективного творческого дела. Итак, проблема:
Cлайд 7
Участники проекта: обучающиеся 9,10-11 классов (благополучатели и отчасти исполнители), творческая группа – учителя русского языка (исполнители) Чистова Т.С, Макарова О.В., Алексеева Л.Н. Суть проекта : создание информационно-образовательной среды, где дети получат следующие навыки речевой деятельности: информационная обработка текстов различных стилей и жанров; создание текста как речевого произведения; придание смысловой и композиционной целостности тексту; отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения; создание художественных, публицистических текстов и функционально-смысловых типов речи. Реализация проекта «И пальцы просятся к перу…» на базе Половино-Черемховской СОШ
Cлайд 8
Содержательный компонент проекта: -освоение и систематизация учебного материала; - введение элективных и факультативных курсов в 9,10,11 кл.; - разработка авторского элективного курса по технологии создания публицистического текста; -внедрение авторской программы по углублённому изучению ТПС; -издание сборника лучших творческих работ. Ресурсы проекта информационные: 1. УМК А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. 2.Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: Словари, CD-ROM «Русский язык. ЕГЭ. Система подготовки», CD-ROM «Учимся писать сочинение», CD-ROM «Тренажёр по русскому языку» и др. печатные, электронные источники информации: кадровые: Чистова Т.С., учитель русского языка 10 кл. Алексеева Л.Н., учитель русского языка 9 кл. Макарова О.В., учитель русского языка 11 кл. технические: Компьютерный класс, ПК по числу учеников,принтер, мультимедийный проектор. материальные( необходимо приобрести родителям): Флеш-накопители (съёмные носители) Тетради (48 и более листов) Набор цветных ручек для письма.
Cлайд 9
Календарный план выполнения проекта дата класс дело Ответствен ный Сентябрь2014 9,10,11 Анкетирование Хохлова Н.М., психолог Сентябрь2014 ШМО Создание творческой группы по реализации проекта Чистова Т.С. 1 четверть 9 класс Работа по теме: Особенности публицистического текста. Алексеева Л.Н 4 неделя октября 9 класс Составление памятки «Анализ публицистического текста» Алексеева Л.Н 1 четверть 10 класс Работа по теме: Специфика жанров публицистики. Чистова Т.С. 4 неделя октября 10 класс Составление сопоставительной таблицы жанров публицистики Чистова Т.С. 1 полугодие 11 класс Работа по теме: Комплексный анализ текста. Макарова О.В. 4 неделя декабря 11 класс Составление памятки «Схема комплексного анализа текста» Макарова О.В 2 четверть 9,10 классы Работа по теме: Изучение речевых и грамматических норм Алексеева Л.Н. Чистова Т.С. 3 четверть 9,10 классы Работа по теме: Изобразительно-выразительные особенности языка Алексеева Л.Н. Чистова Т.С.
Cлайд 10
Продолжение таблицы Список литературы : Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2010. Власенков, А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы» : книга для учителя / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2008. 3. Власенков, А. И. Русский язык. 10–11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень. . – М. : Просвещение, 2012. 4. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. – М. : Дрофа, 2008. 5. Дунаев, А. И. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников. – СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008. 6. Единый государственный экзамен. 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся, М.2011 4 четверть 9 класс Элективный курс «Выразительные средства публицистической речи» Алексеева Л.Н. 4 четверть 10 класс Элективный курс «Культура русской речи» Чистова Т.С. 3 четверть 11 класс Элективный курс « Повышение орфографической и пунктуационной зоркости» Макарова О.В. В течение года 10 класс Разработка авторской программы элективного курса «Публицистический текст: жанр, композиция, технология создания» Чистова Т.С. 4 четверть 11 класс Апробирование авторской программы элективного курса «Культура устной и письменной речи журналиста» Макарова О.В. Апрель 9,10,11 классы КТД Издание сборника лучших творческих работ «И пальцы просятся к перу…» МО учителей русского языка,учительинформат.