Фонетический разбор слова 1. Разбить слово на слоги. 2. Поставить ударение. 3. Охарактеризовать каждый звук: -для гласных - ударный или безударный, какой буквой обозначен; -для согласных - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, какой буквой обозначен. 4.Указать количество букв и звуков. Например: Тетрадь - тет-радь т - [т′ ] - согл.,парн./мягк., парн./глух., е- [и]-гласн, безударн. т -[т]- согл.,парн./твёрд.,парн./глух, р- [р]- согл.,парн/твёрд.,непарн./звонк. а- [а]- гласн., ударный д -[т′] - согл.,парн/мягк.,парн./глух. ь -_____________ 7 букв, 6 звуков *
Cлайд 3
Морфемный разбор слова 1. Определить часть речи. 2. У изменяемого слова выделить окончание, объяснить его значение. 3. Подобрав однокоренные слова, выделить корень. 4. Выделить приставки, суффиксы. Правильность выделения этих морфем доказать примерами слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами. 5. Указать основу слова. *
Cлайд 4
Лексический разбор слова 1.Лексическое значение слова в данном контексте. 2.Однозначное или многозначное. 3.В прямом или переносном смысле употреблено. 4.Имеет ли омонимы. 5.Имеет ли синонимы или антонимы, если да, то какие. 6.Имеет ли пометки в словаре (диалектное, специальное). Например: Блюдо - большая тарелка для подачи кушанья на стол; многозначное, в прямом смысле, синоним - тарелка, пометок нет. *
Cлайд 5
Словообразовательный разбор 1. Определить лексическое значение слова. 2. Указать часть речи, к которой оно принадлежит. 3. Определить слово, от которого оно образовалось, выделить производящую основу. 4. Определить, при помощи каких средств образовалось слово, выделить их. 5. Указать способ словообразования. Например: земля, копать→землекоп (сложение) *
Cлайд 6
Морфологический разбор имени существительного 1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). 2. Морфологические признаки: постоянные: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное; род; склонение; непостоянные: число; падеж. 3. Синтаксическая роль в предложении. Например: В цветах - сущ., (что?) цветок, нариц., неодуш., конкретн., муж. р., II скл., в форме мн. ч., П.п.; (где?) в цветах - обстоятельство *
Cлайд 7
Морфологический разбор имени прилагательного 1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род) 2. Морфологические признаки: постоянные: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное; непостоянные: у качественных краткая или полная форма, степень сравнения; у всех - число; род (в ед.ч.),падеж. 3. Синтаксическая функция. Например: Яркие прилаг., (какой?) яркий, качественное, полная. форма, именит. пад., мн.ч.; звёзды (какие?) яркие - согласованное определение. *
Cлайд 8
Морфологический разбор имени числительного 1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, мужской род, единственное число). 2. Морфологические признаки: постоянные: разряд по структуре (простое, сложное или составное); разряд по значению (количественное, собирательное или порядковое). непостоянные: падеж, если есть - число и род. 3. Синтаксическая функция. Например: Двадцать второй (ученик) - числ., двадцать два, сост., порядк., в форме именит, пад., ед. ч., муж. р., ученик (который?) двадцать второй - согласованное определение. *
Cлайд 9
Морфологический разбор местоимения 1. Часть речи. Начальная форма (именительный падеж, единственное число). 2. Морфологические признаки: постоянные: разряд; непостоянные: падеж, число и род (если есть). 3. Синтаксическая функция. Например: У него - мест.,он,личн.,м.род., пад., 3 л.,ед.ч.; у него - дополнение. *
Cлайд 10
Морфологический разбор глагола 1.Часть речи. Начальная форма (инфинитив). 2.Морфологические признаки: постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение, переходный или непереходный, возвратный или невозвратный. непостоянные: наклонение (изъявительное, повелительное или условное), время (в изъявительном наклонении), лицо (в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени), число. 3.Синтаксическая роль. Например: Рисовал - гл., рисовать, несов. вид, I спр., переходн.,невозвр.,изъявит, накл., прош.вр.,ед. ч., муж. р.; (художник)не рисовал- простое глаг. сказуемое. *
Cлайд 11
Морфологический разбор причастия 1. Часть речи (особая форма глагола). Начальная форма (именит, падеж, ед. ч., муж. род). 2. Морфологические признаки: постоянные: действительное или страдательное, вид совершенный или несовершенный, время (настоящее или прошедшее). непостоянные: у страдательных - полная или краткая форма, число, в единственном числе - род, у полных причастий - падеж. 3. Синтаксическая роль. Например: Выглянувшее - особ. ф. гл., прич., выглянувший, действ., сов. вид, прош.вр., ед. ч., ср. р., имен. пад.; солнце (какое?) выглянувшее - согласованное определение. *
Cлайд 12
Морфологический разбор деепричастия 1.Часть речи (особая неизменяемая форма глагола). 2.Морфологические признаки: вид, возвратное или невозвратное. 3.Синтаксическая роль. Например: Красуясь – особ. неизм.ф.гл.- дееприч., несоверш.в.,возвр.; Весело красуясь -обстоятельство образа действия *
Cлайд 13
Морфологический разбор наречия 1. Часть речи. 2. Разряд по значению. 3. Степень сравнения (если есть), 4. Синтаксическая роль. Например; Сгоряча - нар., обстоят, (причины), неизм.; ударил (как?) сгоряча - обстоятельство образа действия. *
Cлайд 14
Морфологический разбор служебной части речи 1.Назвать часть речи. 2.Указать: у предлога - произв. или непроизв., простой, сложный или составной, со словом в каком падеже употреблён, какие отношения выражает; у союза - сочинительный или подчинительный, разряд по значению, простой или составной, какие синтаксические единицы связывает; у частицы - функция, разряд по значению; у междометия - разряд по значению, разряд по происхождению. Например:из-за - предл., непроизв.,сложн.,из-за туч (род. пад.) причинные отношения. или - союз, сочин., разделит.,простой, непроизв. вот- част., смысловая, указат. Увы- междом., эмоц., непроизв., выражает сожаление. *
Cлайд 15
Порядок синтаксического разбора. Словосочетание. 1.Выделить словосочетание из предложения. 2.Указать его вид. 3.Указать его начальную форму. 4.Найти главное и зависимое слово, задать вопрос от главного слова к зависимому, указать, какими частями речи они являются. 5. Определить средства синтаксической связи (окончание, предлог, порядок слов). 6. Установить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). 7. Определить синтаксическую функцию зависимого слова. *
Cлайд 16
Простое предложение. 1.Выделить грамматическую основу, указать,что предложение простое. 2.Указать вид предложения по цели высказывания и по интонации 3.Строение предложения: двусоставное или односоставное, если односоставное - какого типа (определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное); распространённое или нераспространенное; полное или неполное. 4.Разобрать предложение по членам. Указать, чем они выражены. 5.Если предложение осложнено, отметить это. *
Cлайд 17
Сложное предложение. 1.Указать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. 2.Определить тип сложного предложения: у сложносочинённого - определить, из скольких простых оно состоит, какими сочинительными союзами они связаны, у сложноподчинённого - указать главное и придаточное (к чему относится и чем прикрепляется придаточное), определить вид придаточного предложения, у сложного бессоюзного - определить,из скольких простых оно состоит, определить значение: (одновременность,последовательность, противопоставление и т.д.). 3. Охарактеризовать части как простые предложения, выделить их грамматические основы. 4. Составить схему предложения. *