Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова
Cлайд 2
Цель урока : 1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ/.
Cлайд 3
Орфографическая разминка В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование 2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный 3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный 4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться
Cлайд 4
Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/
Cлайд 5
Cлайд 6
Синтаксические фигуры Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор -повторение одного и того же слова: Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Cлайд 7
Морфемный повтор- повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней. А как же Пушкин ? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!.. Да, непоправимая ,но не бессмысленная. Да , «невольник чести», но ведь чести…Все остальное им не нужно ,все остальное не важно.
Cлайд 8
Анафора – повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев
Cлайд 9
Эпифора- повторение слов или словосочетаний в конце строки Степям и дорогам Не кончен счет; Камням и порогам Не найден счет… Э.Багрицкий
Cлайд 10
Тренинг Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….
Cлайд 11
Параллелизм- развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях: День –как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся. Н.А.Некрасов
Cлайд 12
Инверсия –необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Не глядя на него ,суровая, ничего не прощающая, подавала она ему воду молча. Прямой порядок. Суровая, ничего не прощающая ,она подавала ему воду молча, не глядя на него.
Cлайд 13
Градация –расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости Все грани чувств ,все грани правды Стерты в мирах, в годах , в часах… А.Белый Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа, нашего государства; это вопрос национальной безопасности. В.Непомнящий
Cлайд 14
Период -это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.
Cлайд 15
Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем. О времена ! О нравы! Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?
Cлайд 16
Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята / Этим летом я увидел море. Впервые в жизни. /Этим летом я впервые в жизни увидел море /.
Cлайд 17
Тренинг Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте. Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.
Cлайд 18
Домашнее задание 1.Повторить материал по теме : «Синтаксические фигуры». Выполнить зад В 8. /вар. 1-5/ .