УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 «Б» класс Учитель: Ильинская Л.И.
Cлайд 2
Cлайд 3
Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Cлайд 4
Цель: Изучить местоимение как часть речи Научиться правильно употреблять местоимения
Cлайд 5
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна Я заменяю имена
Cлайд 6
Такая она начнется через несколько дней.
Cлайд 7
Широкая маслениначнется через семьдва дней Широкая масленица
Cлайд 8
Заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их к себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать Вывод: местоимение употребляются вместо имени, указывая на предмет, признак, количество, но не называют их.
Cлайд 9
Задание Определить род и число местоимения Такая (широкая) масленица
Cлайд 10
Ответ на задание Такая (широкая) масленица – ед. ч., жен. род.
Cлайд 11
Вывод: местоимение могут изменяться по падежам, числам и иметь род
Cлайд 12
Кустодиев Б. М. «Масленичное гулянье»
Cлайд 13
Личные местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Задание: Закончите строчки четверостишия, вставив нужное по смыслу местоимение. Долго ждали мы ….. Наконец дождались Песни посвящали …. И с горы катались Д ждали мы
Cлайд 14
Возвратное местоимение себя Задание: составить словосочетание «Глагол + возврат. мест.» Образец: думать о себе х
Cлайд 15
Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? сколько? каков? который (час)? Задание: составить простое вопросительное предложение о масленице.
Cлайд 16
Что потопаешь, то и полопаешь. Сколько голов – столько умов. Что Сколько
Cлайд 17
Неопределённые местоимения: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь. Задание: от относительных местоимений при помощи приставки кое и суффиксов то, либо, нибудь, образовать неопределенные местоимения. Образец: кем-нибудь, кое-что / / / /
Cлайд 18
Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Задание: определить когда пишется не, а когда ни. Некого спросить. Никого не спросили. / / / /
Cлайд 19
Притяжательные местоимения: мой, твой, свой, наш, ваш. Задание: составить словосочетание «Притяжат. мест. + сущ.» Образец: наша масленица Х
Cлайд 20
Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько. Задание: определить род следующих местоимений Та - Это – Такой –
Cлайд 21
Та - жен. р. Это – ср. р. Такой – муж. р. жен. р ср. р муж. р.
Задание Определить синтаксическую роль выделенных местоимений в предложении. Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. А. А. Блок
Cлайд 25
Вывод: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим, дополнением, определением.
Cлайд 26
Масленица… Только вдумайтесь в слово. Что оно несет? И сразу представляются все составляющие праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а самое главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. Они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но ничто не могло изменить широкую масленицу. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в те далекие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «честная масленица», «перепелочка», «объедуха». Слова для справок: это, что, оно, все, этого, самое, они, собой, всё, ничто, её, той, что, те.
Cлайд 27
Задание Вставить пропущенные местоимения (смотри в слова для справок) и определить разряд каждого вставленного местоимения.
Cлайд 28
Масленица… Только вдумайтесь в слово. Что оно несет? И сразу представляются все составляющие этого праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а самое главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. Они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя тени. Проходили века, менялась жизнь, но ничто не могло изменить широкую масленицу. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в те далекие времена. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «честная масленица», «перепелочка», «объедуха». указ. это лич. оно опр. все указ. этого опр. самое лич. Они опр. все отриц. ничто лич. Её указ. той отн. что указ. те Ответ на задание вопр. Что отн. которое возв. собой
Cлайд 29
Вывод: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторы.
Cлайд 30
Задание Придумать рекламу местоимения.
Cлайд 31
Интерес – Что интересно было на уроке ? Творчество – Какие творческие работы вы выполняли ? Обучение – Чему вы научились? Главное – Что сегодняшний урок принес мне?