Русский язык 11 класс Учитель : Нестерова Ольга Анатольевна МБОУ Ульяновская СОШ ( Слайд 17)
Cлайд 2
Cлайд 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены). 1. Врубель был необычным и очень интересным художником. 2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое. 3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов. 4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу но плохо замечаются обычным зрением.
Cлайд 4
1. Врубель был художником 2. Соединились реальное и таинственное жизнь и мифология зримое и фантастическое 3. Он всматривается и видит 4. Чудеса встречаются и замечаются
Cлайд 5
Индивидуальный маршрут повторения темы «Грамматическая основа предложения» Подлежащее - § 4 с.142 уч. под ред. Малышевой Сказуемое - § 5 с. 143-144; упражнения с.149-151 с самопроверкой
Cлайд 6
Знаки препинания при однородных членах предложения
Cлайд 7
Сочинительные союзы 1) соединительные: и, да=и, тоже, также, не только…но и, как…так и, ни…ни; 2) разделительные: или, либо, то…то, не то…не то; 3) противительные: а, но, да=но, однако, зато
Cлайд 8
1. Врубель был необычным и очень интересным художником. [ 0 и 0 ] - II-4) 2. В его художественном мире соединились реальное и таинственное, жизнь и мифология, зримое и фантастическое. [ 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0]- I-5) 3. Он всматривается в гроздья сирени и ветки колючих елей и видит диковинные формы рогатых раковин и структуру ледяных кристаллов. [ 0 0 и 0 и 0 0 и 0] - II-7) 4. Подобные чудеса природы хотя и встречаются на каждом шагу, но плохо замечаются обычным зрением. [ хотя и 0, но 0 ] - I-3)
Cлайд 9
Cлайд 10
Портрет Брюсова Портрет Арцыбушева
Cлайд 11
Cлайд 12
(1)Неисчерпаемая сила фантазии, глубокая эмоциональность образов, страстная взволнованность чувства определяют яркое своеобразие творчества Михаила Александровича Врубеля, замечательного живописца, выдающегося художника. (2)На рубеже двух столетий он начал поиски новой художественной формы, показал безграничные возможности образного видения мира. (3)Его искусство - явление чрезвычайное. (4)В самых фантастических по замыслу произведениях художника ощущается непосредственное чувство реальности, и в этом большая поэтическая сила его искусства. (5)Он страстно стремится к высокому и прекрасному, цель искусства для него в том, чтобы «будить душу от мелочей будничного величавыми образами». (6)Вслушайтесь в эти слова : «Царевна-Лебедь». (7)Что в них слышится? (8)Глубокое очарование. (9)Очарование родной природы, гордой и нежной души сказочной девушки-птицы. (10)Художник соединил в этом чудесном образе, удивительном в своей немеркнущей свежести, впечатление колдовства и его тайные чары, верность и твердость истинной любви, могущество и вечную силу добра, чистоту и целомудрие.
Cлайд 13
Правила и схемы: I. Разделяются запятыми однородные члены: 1)Не соединенные союзами; [ , , ] 2)Соединённые противительными союзами а, но, да (= но), зато, однако, хотя (с уступительным значением) : [ , а ] 3)Соединённые двойными (сопоставительными) союзами как...так и; не только...но и; не столько...сколько; хотя и...но; если не...то и др. Запятая ставится только перед второй частью союза; [ как , так и ]. [ не только , но и ]. [ не столько , сколько ]
Cлайд 14
4) Соединенные повторяющимися союзами и...и, да...да, ни...ни, или...или, то...то, не то...не то, и др., если однородных членов больше двух и союз повторяется перед каждым из них или перед частью; [ , и , и ]. [ и , , и , и ]. или или или [ , и , и , , ]. 5) Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится только между парными группами. [ и , и ]
Cлайд 15
II. Не разделяются запятой однородные члены: 1) Глаголы в одинаковой форме, указывающие на движение и его цель или образующие единое смысловое целое. Такие сочетания не являются однородными членами (сядь отдохни, сядь посиди, пойду посмотрю, жду не дождусь и т.п.); 2)Устойчивые выражения: о том о сём; за всё про всё; то сё; про то про сё и т.п.; 3)Фразеологизмы: ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни пуха ни пера и т.п.; 4)Однородные члены, соединённые одиночными соединительными и разделительными союзами; [ и ]. ⇐ можно использовать союзы "и" "или" "либо". Отличайте от соединительных союзов присоединительные и, да, да и - перед ними запятая ставится!
Cлайд 16
5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство; [ и , и ] 6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. 5) Два однородных члена с повторяющимся союзом и, если образуется тесное смысловое единство; [ и , и ]. 6)Однородные члены соединённые союзами ли...или, которые не являются повторяющимися. Запятая перед или не ставится; [ ли...или ]? 7)Разные ряды однородных членов; [ и и ]. [ и и и ]. [ и или(либо) и ]. Запомните! Каждый ряд однородных членов необходимо рассматривать отдельно.
Cлайд 17
III. Разделяются тире(-) 1)Однородные сказуемые, если они соединены неповторяющимися союзами и, да(=и) и второе сказуемое обозначает противопоставление, указывает на быструю смену событий, следствие; [ , и ]. 2) При пропуске союзов а, но [ ]. IV. Обобщающие слова при однородных членах 1) [ : , и , и ]. [ , а именно: , , ]. ⇐ можно "как-то" "например" 2) [ , , ]
Cлайд 18
[ , , словом, ] 3) [ : , , ... ]. 4) [ : , , ]. (В деловой и научной речи↑)
Cлайд 19
Cлайд 20
1в. 1) [ 0 и 0 0 и 0 ] 2) [и 0, и 0, и 0 0 и 0] 3) [0, 0 0, 0 0 и 0] 4) [ как 0, так и 0 ] 2в [ 0 и 0 0 и 0 ] [ 0 и 0, 0 и 0, 0 и 0] 3) [ не только 0, но и 0 ] 4) [ 0, 0, 0 0 и 0 ]
Cлайд 21
3в. [ 0 и 0 0 и 0] [или 0, или 0, или 0 ] 3) [0 , 0 да 0] 4) [ни 0 ни 0] 4в 1) [0 и 0 0 и 0] 2) [ 0, 0 и 0 ] 3) [0, 0 0, 0 , 0] 4) [ 0 и 0 ]
Cлайд 22
Ключи к тестам 1 вариант 1 – 3 2 - 4 3- 2 2 вариант 1- 2 2 - 4 3 - 2
Cлайд 23
РЕФЛЕКСИЯ 1. Я ПОНЯЛ(А) МАТЕРИАЛ …….. 2. Я СМОГУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МАТЕРИАЛ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЕГЭ …….. 3. Я БЫ ПОСТАВИЛ(А ) СЕБЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК……. 4. Я БЫ ОЦЕНИЛ(А) УРОК НА ОЦЕНКУ ……..
Cлайд 24
Домашнее задание Учебник под ред. Малышевой теория с 151-154, письменно упр.99, сверить с ответами, с156-158 – задания в формате ЕГЭ прорешать и сверить с ответами, вопросы. По пособию под ред. Сениной проанализировать на примере с 1 по 10 вариант задания А5, А19, А25, В6 и В8 и подумать, как они связаны с темой «Однородные члены предложения».