Подготовка к ГИА. Правописание корней с чередованием Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе. Предоставила: учитель русского языка и литературы Шарун Е. В., МАОУ «Средняя школа №3 им. А. С. Пушкина» г. Петропавловск - Камчатский
Cлайд 2
Цель урока: подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА; повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием; закрепить основные лингвистические понятия из частей А и В ГИА; вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА; продолжить работу над развитием связной речи учащихся; развивать творческие возможности учащихся при работе с текстом; воспитывать любовь к чтению, уважение к слову.
Cлайд 3
Форма проведения урока: урок-практикум. Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация в программе «Power Point», разработанная учителем к данному уроку.
Cлайд 4
ХОД УРОКА: Организационный этап. Актуализация опорных знаний. Устная работа. Лингвистический диктант. Анализ текста (комплексные задания). Самопроверка/взаимопроверка. Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Третий лишний Потерять книгу, вытереть со стола, оттереть пятно; Пировать с друзьями, отпирать дверь, съесть пирог; Зарядить орудие, утренняя зарядка, вспыхивают зарницы; Косой дождь, лёгкое прикосновение, коснулся рукой.
Cлайд 7
В каком утверждении допущена неточность? Написание гласных в корнях Гар-/гор-, зар-/зор-Проверяется одним и тем же правилом. Написание гласных в корнях Бвр-/бир-, мер-/мир-, блеет-/блист-, кас-/кос - Зависит от наличия суффикса -а-. Слово Отрасль Можно считать исключением из правила о написании гласных в корне Раст-/рос-. Написание гласных в корне Скак-/скоч- Зависит от последней согласной корня. Чередование гласных в корне Плав-/плов- Относится к нерегулярным. Написание корней Мак-, мок-, равн-, роен - Зависит от значения.
Cлайд 8
Выберите правильный вариант утверждения. Объясните свой выбор. Слова «город», «приг…ревшими», «горы» и «горок» являются однокоренными. Слова «приг…ревшими», «горы» и «горок» являются однокоренными, а в слове «город» другой корень. Слова «горы» и «горок» являются однокоренными, а в словах «город» и «приг…ревшими» другие (и разные) корни. Слова «город», «приг…ревшими», «горы» и «горок» не являются однокоренными и имеют разные корни.
Cлайд 9
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Переб…рались через реку, переест…лю постель, выч…тать налог; безотл…гательно помочь, соприк…саясь с искусством, неприк…сновенный запас; торжественное бракосоч…тание, выст…лить коврами, вым…рли в ледниковый период; отж…мание от пола, бл…снуть знаниями, ожидание поездки.
Прочитайте внимательно текст. (1)В 2012 году Третьяковской галере… исполнилось 155 лет. (2)Сегодня это большой культурный и научный центр мирового уровня. (3)В его работе соч…таются культурная и просв…тительская деятельности, которые связан… не только с ж…вописью, графикой и скульптурой, но и с историей, архитектурой, музыкой, этнографией, краеведением. (4)Экспозиция музея размещается в двух основных зданиях, распол…гающихся в исторической части города в центре Москвы. (5)Ежегодно в этих просторных залах организуются десятки выставок, проводятся многочислен…ые экскурсии, лекц…и соб…раются конференц…и. (6)Здесь ведётся разнообразная работа с детьми всех возр…стов, издаются альбомы, каталоги, путеводители. (7)Главный принцип, который стремится пр…творять в реальность «Третьяковка», - ис…кус…тво должно служить одухотворению и улучшению жизни.
Cлайд 12
Выполните задания: 1. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите из текста все слова с чередующимися безударными гласными в корнях, распределите их в таблице. Корни обозначьте графически. Чередов., зависящие от суффикса -а- Чередов., зависящие от ударной/безударной позиции Чередов.,зависящие от согласного или группы согласных на конце корня Чередов.,зависящие от значения корня Другие чередов.
Cлайд 13
Выпишите из текста оставшиеся слова с пропущенными орфограммами. Из предложений 1-7 выпишите краткое страдательное причастие. Выпишите грамматическую основу предложения 1. Объясните постановку тире в последнем предложении текста. Определите вид связи в словосочетании экспозиция музея (предложение 4). Замените это словосочетание синонимичным с другим видом связи.
Cлайд 14
Из предложений 1-7 выпишите краткое страдательное причастие. Дайте синтаксическую характеристику предложения 7. Укажите номера предложений, осложнённых однородными членами. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер предложения, в котором автор сформулировал основную мысль текста. Из предложений 3, 4, 5,6 исключите второстепенные подробности. Прочитайте полученный текст ещё раз.