Урок русского языка на тему «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс) с использованием групповой технологии Автор Балалаева В.Ф. Учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Cлайд 2
Групповые формы работы в учебно-воспитательном процессе 1. Теоретическая основа: Личностно-ориентированные технологии обучения. Организация обучения в группах по технологии сотрудничества. 2. Цели и задачи: Развитие у учащихся определенных умений: рефлексии, анализа, ведения дискуссии, учебной самостоятельности. Создание условий для того, чтобы ученик становился главным субъектом процесса учения. Формирование мотивации учащихся к саморазвитию, самокоррекции. Совершенствование межличностных отношений в группе. Активизация познавательной деятельности ученика
Cлайд 3
Цели урока: создать условия для эффективного повторения темы и развития операций логического мышления: сопоставления, классификации, анализа; создать условия для формирования культуры общения при работе в группе; повторить морфологические признаки существительного, используя творческие задания; повторить правила написания существительных;
Cлайд 4
Этапы урока I. Подготовка к выполнению группового задания. 1. Распределение учащихся по группам 2. Инструктаж о последовательности работы, знакомство с правилами работы в группе 3. Постановка познавательной задачи /проблемы/. II Групповая работа. 4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 5. Распределение обязанностей внутри группы. 7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 8. Обсуждение и выполнение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/. III. Заключительная часть. 9. Сообщение о результатах работы в группах(презентация творческой работы) 10. Анализ познавательной задачи, рефлексия. 11. Общий вывод учителя о групповой работе и достижении каждой группы.
Cлайд 5
I этап. Подготовка к выполнению группового задания. 1. Распределение учащихся по группам Делить учеников на группы можно разными способами. Например, посадить детей в классе таким образом, чтобы хорошо формировались четвёрки из детей, сидящих по соседству, а можно использовать элементы занимательности. На данном уроке русского языка были заготовлены 6 картинок, разрезанных на несколько частей. Учитель должен заготовить столько картинок, сколько групп он хочет получить. Учащиеся должны сложить картинку и выяснить название творческого задания. Формирование групп при этом способе довольно случайное Названия творческих заданий : - Подводный мир - Сказочная страна - Звёздное небо - Фантастический город - Новогодняя ёлка - Старая-старая сказка
Cлайд 6
2. Инструктаж о последовательности работы, знакомство с правилами работы в группе Ознакомьтесь с правилами работы в группе, после получения задания распределите обязанности и начинайте работу Правила работы в группе 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения. 3. Умей слушать других. 3. Если не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. 5. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. (Правила зачитываются и раздаются группам)
Cлайд 7
3. Постановка познавательной задачи /проблемы/. Правила постановки учебной проблемы. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее: а) алгоритм решения ранее разрешенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач; б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из- за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает их в том, что практически преодолимы все учебные проблемы - для этого надо иметь больше знаний; в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала; г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения Задание группам Вспомнить весь материал, изученный по теме «Имя существительное», систематизировать его и создать некий плакат (схему, картинку), в котором найдет отражение основное содержание данной темы. Тема плаката соответствует названию собранной картинки. Защитите свою работу перед классом. Перед началом работы ознакомьтесь с критериями оценки.
Cлайд 8
II Групповая работа. 4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Каждая группа имеет право пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарями и пр. Каждая группа для работы получает - лист бумаги А3, -набор фломастеров и карандашей 5. Распределение обязанностей внутри группы. Какие обязанности должны быть в группе? Есть много вариантов, но я использую такой пример: командир – отвечает за работу группы в целом; докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения; контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Cлайд 9
7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. 8. Обсуждение и выполнение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/. Роль учителя вовремя работы в группах очень важна: он является консультантом, отслеживает работу в группах и в случае необходимости оказывает помощь как в работе с теоретическим материалом, так и в построении межличностных отношений III. Заключительная часть. 9. Сообщение о результатах работы в группах(презентация творческой работы)
Cлайд 10
Критерии оценки выступления группы Группа____ Тема задания_____________________________ Баллы 0-позиция отсутствует 1-слабо 2 хорошо 3-отлично
Cлайд 11
Нарисуй себе оценку за урок (можно при наличии интерактивной доски предложить учащимся определить свою оценку выбором соответствующего смайлика)
Cлайд 12
Список литературы 1. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб. : КАРО, 2006. – 368 с. 2. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А. А. Остапенко. – М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005. – 384 с. 3. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. 4. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн., 2005. – 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».) 5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ шк. техн. 2005. – 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».) 6.Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. – М. : Пед. общество России, 1998. – 250 с. 7.http://www.ztrc.ru/Doc/Metod/mr_PowerPoint.pdf 8.Всероссийский педагогический портал 9.МЕТОДКАБИНЕТ.РФ 10.http://ito.bitpro.ru 11.СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ "РУССКИЙ ЯЗЫК« 12.http://www.uchportal.ru