Подготовка учащихся к написанию сочинения-описания на заданную тему; Проверка умений и навыков различать стили и типы речи; Развитие умений работать с текстом описательного характера.
Cлайд 3
Репродукции картин русских художников, рисунки детей.
Cлайд 4
Вступительное слово учителя. Сегодня мы проводим очередной урок развития речи, задачей которого будет: подготовиться и написать сочинение-миниатюру «Весенний парк». Поможет нам в этом маленькая тетрадочка – таблица, которую получил каждый из вас (см. приложение). Именно в неё вы будете заносить все рабочие материалы, а потом писать сочинение. Чтобы выполнить эту задачу, повторим то, над чем работали раньше.
Cлайд 5
Что такое текст? Что такое тема сочинения? Что такое основная мысль?
Cлайд 6
Удивительно красив. Чарует богатством красок (зеленые сосны и ели, белые березы, серый снег, прозрачные сосульки, желтые и коричневые прошлогодние листья, черные сучки прошлогодних деревьев). Мрачен и загадочен ранней весной. Неизъяснимо печален. Скучен и непривлекателен в это время года. Возрождается к новой жизни. Украшен изумрудом первой зелени. Уже пробуждается от первого сна. «Весенней сыростью объят».
Cлайд 7
Как по-разному вы сформулировали основную мысль будущего сочинения! И это не удивительно, ведь у каждого из нас своё общение с природой, своё особое восприятие этого уголка нашей местности!
Cлайд 8
Результатом общения «живой» весенней природой должно стать словесное изображение предмета. В данном случае – парка. Константин Паустовский сказал: «я уверен, что для полного овладения русским языком необходимо общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головкой из под куста….»
Cлайд 9
К сегодняшнему уроку каждый из вас должен был найти тексты-описания весенней природы. Сейчас ваша задача: прочитать приготовленный текст, дать его краткий анализ (тема, основная мысль), особое внимание уделяя средствам выразительности, благодаря которым произведения классиков привлекают яркостью и точностью языка. Чтение отрывков из произведений и анализ их.
Cлайд 10
Чтобы написать творческие работы на предложенную тему, надо помнить о том, что хороший текст-описание имеет несколько планов: звуковой, зрительный, эмоциональный и др. планы эти создаются с помощью зрительных и звуковых образов и связаны с настроением и душевным состоянием человека. Надеюсь, что чуткое ухо дало вам возможность услышать приметы весны, а зоркий глаз – их увидеть. Поэтому сейчас работаем с таблицей. Это тоже ваш рабочий материал к написанию сочинения.
Cлайд 11
Блестят, как бриллианты, ручьи; воздух ясен и прозрачен; голубые и белые подснежники; грязно-серые сугробы; лужи мутной воды; серое (ясное, чистое небо); плотный туман; потемневшие низкие облака; изумруд первой зелени; листья коричнево-желтые; белые стволы берез; светлые капли дождя; серебристые пятна луж; ясное мартовское солнце; голубоватый парок над землёй; серебряные сосульки.
Запах первых цветов; талой воды; сырого ветра; сухих прошлогодних листьев; запах дождя, свежести, сырой земли, березового сока, первой травы, птичьих гнезд, коры.
Cлайд 14
Блаженное, сердце бьется в груди от встречи с обновляющейся с природой; сердце трепещет; грустное состояние; восторженное; радостное настроение; томительное ожидание; очарованность; тягостное ощущение прощания с зимой.
Тема: ______________________ Основная мысль: __________________ Тип речи (описание, рассуждение, повествование): ____________________ Стиль речи (художественный, научный, публицистический и т. д.):________________ Запишите в таблицу, с помощью каких слов можно передать зрительные и слуховые образы весны, настроение и душевное состояние. Описание весны Цвет Звук Запах Ваше настроение, состояние души
Cлайд 17
Вдумайтесь в формулировку темы. Определите основную мысль. Определите подходящий стиль речи. Определите тип речи, который будете использовать. Составьте рабочий план сочинения. Систематизируйте материал. Напишите сочинения. Прочитайте написанное и постарайтесь оценить, удалось ли реализовать свой замысел.