Антонимы Автор: учитель русского языка и литературы Меркушева Надежда Николаевна , МБОУСОШ п. Коммунистический, Советского района ХМАО – Югра
Cлайд 2
Цель: познакомить с понятием «Антонимы»; формировать умение находить антонимы и использовать их в речи; развивать словарный запас учащихся.
Cлайд 3
Прочитать стихотворение Д.Чиарди «Наоборот», сформулировать к нему задание. Нам с тобой Пришел черед Сыграть игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … (близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь … (пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… ( нашел) Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты… (храбрец) Теперь Начало я скажу. Ну, отвечай …! (конец)
Cлайд 4
старый молодой зима лето
Cлайд 5
закат рассвет ночь день
Cлайд 6
море суша маленький большой
Cлайд 7
Антонимы ( от греч.anti – «против»,onyma – «имя»)
Cлайд 8
Антонимы – это слова с противоположным значением одной и той же части речи
Cлайд 9
Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы. Доброе слово дом построит, а злое дом разрушит. Ученье - свет, а неученье – тьма. Труд человека кормит, а лень портит. Корень ученья горек, а плод его сладок. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Cлайд 10
Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна. Называюсь… Отгадать загадки Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я… зима Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой. Я в бутылке лимонада. А зовут меня… прохлада Я антоним к слову смех, Не от радости,утех – Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач, Догадались? Это… плач тишина
Cлайд 11
т р у д о л ю б и е м о л о о с т ь о ж ь м е х с и л а г о р е ж з н о л д в р г л у п о с т ь м р д н ь н а г р а д а с ш н е б о а ч а л о о р о т а Подобрать антонимы к словам По горизонтали: 2.Старость.7.Смерть.8.Жара.9.Друг. 11.Война.12.Ночь.14.Море.15.Земля. По вертикали:1.Лень. 3.Правда.4.Плач.5.Слабость 6.Счастье.10 .Ум.12.Злость. 13.Наказание.15.Конец. 1 3 4 2 5 6 7 8 10 9 11 12 13 14 15
Cлайд 12
Озаглавить текст, разделить на части, выписать предложения с антонимами. Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое. Увидишь и глазам не поверишь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое! Ствол сверху обыкновенный, а снизу звериной шерстью оброс! Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдёт к дереву и начнёт тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору счёсывает. Одна коза почешется, вторая потрётся, третья поскребётся, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление.
Cлайд 13
Домашнее задание : найти и записать пословицы и поговорки с антонимами; упр.361 стр.149.
Cлайд 14
Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Рефлексия
Cлайд 15
Список использованной литературы: 1.Г.Александрова.Занимательный русский язык. – Санкт- Петербург «Тригон», 1998. 2. И.В.Шустина .Кроссворды для школьников.Русский язык.– Ярославль «Академия развития» ,1997. 3. Учебник русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба).