Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ОБРАЩЕНИЯ?» Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Бужаниновская СОШ Сергиево-Посадского района Московской области Бурак О.В.
Cлайд 2
Тип урока: урок применения знаний, развитие речи. Цель: обучение школьников написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему «Зачем нужны обращения?»в рамках подготовки к ГИА. Задачи: Формирование умения характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями за счет осмысления основных функция обращений. Формирование умения составлять собственное высказывание на лингвистическую тему, пользуясь алгоритмами и вариантом сочинения. Развитие творческой, речевой и мыслительной активности.
Cлайд 3
ГИА, задание С2.1 Зачем нужны обращения? Это избыточная информация. Мы и так понимаем о чем или о ком идет речь. Ребята, кто может доказать Вите, что он не прав?
Cлайд 4
Что же такое обращение? Обращение- это слово или сочетание слов, называющее того к кому обращена речь.
Cлайд 5
ФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЙ
Cлайд 6
Особенности обращений Имеет форму Им.п., произносится с особой звательной интонацией Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья.(П.) В разговорной речи выражено одушевленными существительными, прилагательными, причастиями ( в значении существительных). Провожающие, освободите вагоны! Различаются распространенные и нераспространенные обращения Береза, береза родная, о тебе я в тропических чащах скучал В художественной речи могут быть неодушевленными существительными. Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Cлайд 7
Выделение обращений *Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми. Рисуй, художник вдохновенный, картины родины моей. *Если обращение , стоящее в начале предложения, должно произноситься с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы. *Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. *Однородные обращения, соединенные союзом и или да, запятой не разделяются. Здравствуйте, хлопцы да девчата!
Cлайд 8
ВНИМАНИЕ! Произносится с особой звательной интонацией 2. Не является членом предложения. 3. На письме выделяется знаками препинания 1. Является главным членом предложения. 2.Нельзя убрать из предложения без изменения смысла. 3.Не выделяется знаками препинания обращение подлежащее
Cлайд 9
Укажем предложения с обращениями Жизнь прекрасна. Жизнь, как ты прекрасна! Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Под окном склонила ветки тонкая рябина. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. О Волга, колыбель моя. Широко раскинулась матушка Волга. Распахни мне объятья свои , густолистый развесистый лес. Лес теснее сомкнул свои ряды.
Cлайд 10
Особые случаи! Личные местоимения ты и вы, как правило, не являются обращениями, а выступают в функции подлежащего Ты желаешь возвестить людям какую-нибудь истину? Они могут входить в состав распространенного Обращения. Да неужели вам мало, ненасытный Вы этакий! однако
Cлайд 11
Исключения Личные местоимения ты и вы могут сами по себе выполнять функцию обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь. В этом случае они выделяются запятыми. Пример: Эй, ты, не спи!
Cлайд 12
Употребим обращения 1. Научись использовать обращения в различных речевых ситуациях: разговор по телефону; поздравление; деловое письмо. 2. Правильно распространите обращения. 1…мама! Я беспокоюсь о твоём здоровье. 2…Андрей Викторович! Сердечно поздравляем Вас с юбилеем! 3…Елена Ивановна, разрешите ученикам заниматься в спортивном зале. 4…Машенька, я очень по тебе соскучилась.
Cлайд 13
Напишем сочинение-рассуждение Тема: «Зачем нужны обращения?» ТЕЗИС Аргумент №1: ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА Аргумент №2: ФУНКЦИЯ + ПРИМЕР ИЗ ТЕКСТА ВЫВОД
Cлайд 14
Работа с текстом Выписываем обращения. (1) Я не мог спорить с Савельичем. (2)Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. -(3)Хорошо,- сказал я хладнокровно, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. (4)Он одет слишком легко.(5) Дай ему мой заячий тулуп. -(6)Помилуй, батюшка Петр Андреич! -сказал Савельич. –(7)Зачем ему твой заячий тулуп? (8)Он его пропьет, собака, в первом кабаке. -(9)Это, старинушка, уж не твоя печаль, -сказал мой бродяга, -пропью ли я или нет. (10)Его благородие мне жалует шубу с своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить, а слушаться. -(11)Бога ты не боишься, разбойник! -отвечал ему Савельич сердитым голосом.- (12)Ты видишь, что дитя ещё не смыслит, а ты его и рад обобрать, простоты его ради. (13)Зачем тебе барский тулупчик? (14)Ты и не напялишь его на свои плечища. -(15)Прошу не умничать,- сказал я своему дядьке,- сейчас неси сюда тулуп. -(16)Господи Владыка!- простонал мой Савельич.- заячий тулуп почти новенький! (17)И добро бы кому, а то пьянице оголтелому!
Cлайд 15
Работа с обращениями Определяем значение обращений, их роль в тексте. Батюшка Петр Андреич. (Привлечь внимание к собеседнику, побудить его слушать). Собака. (Выразить отношение к говорящему) Старинушка. (Отразить речевую культуру человека) Разбойник (Выразить отношение к говорящему) Господи Владыка. (Отразить речевую культуру человека)
Cлайд 16
Работа с обращениями Группируем обращения. 1. Отношение говорящего к собеседнику: разбойник, собака. 2. Привлечение внимания к собеседнику, побуждение к слушанию: батюшка Петр Андреич. 3. Отражение речевой культуры человека: старинушка, Господи Владыка
Cлайд 17
Подготовка к рассуждению. ОПОРА Запишите вопрос задания: «Прав ли Витя, утверждая, что обращения не нужны в нашей речи?» Запишите ответ на него: «Я считаю, что обращения имеют важное значение в нашей речи». Запишите ПОТОМУ ЧТО и подберите аргументы, иллюстрируя их примерами из текста.
Cлайд 18
Композиция сочинения Вступление Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Вите, так и собственным высказыванием. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции языкового явления. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Заключение.
Cлайд 19
Варианты вступления Начать можно с 1) фразы, принадлежащей герою дискуссии, и её комментария; 2) согласия или несогласия с одним из участников лингвистического спора; 3) вопроса; 4) собственного высказывания; 5) предложения, констатирующего актуальность темы.
Cлайд 20
Основная часть Виды аргументов: 1) прямое доказательство (прямое указание на необходимость явления); 2)доказательство от противного (что произошло бы, если бы явление отсутствовало?). Способы грамматической связи : вводные слова: во-первых, во-вторых… союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы… лексические, местоимённые повторы; синонимы.
Cлайд 21
Вывод В заключение сочинения возможно использование следующих клише Все сказанное позволяет сделать следующий вывод… Подводя итог сказанному, можно сделать вывод… Можно убедиться в том, что…; В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… Следовательно, таким образом, итак, в заключение, как видим…
Cлайд 22
Требования к экзаменационному сочинению-рассуждению Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Вити. Работа должна отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - отсутствие логических ошибок, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Из демоверсии)
Cлайд 23
Вариант сочинения Я не могу согласиться с Витей, который утверждает, что обращения- это избыточная информация, которая только мешает нам. Уверена, что их можно сделать своими друзьями, которые помогут привлечь внимание собеседника и побудить его слушать, выразить отношения к говорящему, указать на степень родства и социальный статус человека, олицетворить неодушевленные предметы, отразить речевую культуру человека. Хорошими помощниками стали обращения писателю А.С.Пушкину в повести «Капитанская дочка». В 8-м и 11-м предложениях по обращениям :собака и разбойник мы понимаем, как относится Савельич к вожатому. В предложении №9 благодаря обращению «старинушка», мы можем сказать о речевой культуре человека. А в предложении № 6 обращение служит для привлечения внимания к собеседнику ( батюшка Петр Андреич). Примеры из текста являются убедительным доказательством того, что без обращений нам не обойтись.
Cлайд 24
Домашнее задание: Пользуясь алгоритмами написания сочинения- рассуждения и вариантом готового сочинения, допишите свою работу. Удачи!
Cлайд 25
Литература Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2008. Дейкина А.Д., Журавлева Л.И., Пахнова Т.М. Практикум по русскому языку. – М.: Вербум, 2004. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации. – Ростов н/Д: Легион, 2008. Сиденко Н.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005. Хлебинская Г.Ф. Русский язык. 11 класс. Синтаксис простого и сложного предложения. – М.: ОНИКС 21 век, 2009.