Отрывок из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: -Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. *
Cлайд 2
* В мире слов, или что такое лексика Подготовила Клименко Елена Александровна
Cлайд 3
Тест А. Что такое лексика? 1. -Это наука о языке. 2. -Это наука о слове. 3. –Совокупность всех слов языка. Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1. -Предложение. 2. -Звук (речи). 3. -Слово. *
Cлайд 4
Тест В. Чем отличается слово от других единиц языка? 1. –Оно служит наименованием действия. 2. –Оно служит наименованием предметов, признаков и действий. 3. –Оно служит наименованием предметов. *
Cлайд 5
Тест Г. Дайте определение омонимам. 1. –Омонимы – это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2. –Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3. –Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. *
Cлайд 6
Тест Д. Дайте определение синонимам. 1. –Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2. –Синонимы – это слова , противоположные по значению. 3. –Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. *
Cлайд 7
Тест Ж. Что такое антонимы? 1. –Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2. –Антонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3. –Антонимы – это слова, имеющие одно лексическое значение. *
Cлайд 8
Толковые словари * Сергей Иванович Ожегов
Cлайд 9
Толковые словари * Дмитрий Николаевич Ушаков
Cлайд 10
Толковые словари * Владимир Иванович Даль
Cлайд 11
Впишите вместо точек синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова. лес . . . горе . . . . мороз . . . . . хотеть . . . . . . спелый . . . . . . кроткий . . . . . . . * бор беда холод желать зрелый смирный
Cлайд 12
Спишите, заменяя выделенные слова синонимами. Вставьте пропущенные знаки препинания. Ребятишки поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно и они устали. Когда поднялись на вершину холма сели отдохнуть и полюбоваться окрестными местами. *
Cлайд 13
Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам: * Сухой Начинать Ветер Рыхлый Трудолюбивый Короткий Свет В Л А Ж Н Ы Й К О Н Ч А Т Ь З А Т И Ш Ь Е П Л О Т Н Ы Й Л Е Н И В Ы Й Д Л И Н Н Ы Й Т Е М Н О Т А
Cлайд 14
Запишите словосочетания в два столбика. По какому принципу вы их распределили? Тяжелый чемодан, тяжелый характер; легкая работа, легкая рука; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь. *
Cлайд 15
Со словами составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значениях. звезда, холодный, хрупкий *