Автор: учитель русского языка и литературы Меркушева Надежда Николаевна , МБОУСОШ п. Коммунистический, Советского района ХМАО – Югра 2013 Мультимедийный урок
Cлайд 2
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Cлайд 3
Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять. Развивающие : активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности обучающихся . Воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, обогащать словарный запас школьников.
Сравним предложения Бежать быстро должен тот спортсмен, который рассчитывает на победу. Дождь полил такой сильный, что ребята бросились бежать со всех ног.
Cлайд 7
Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний 1.Любое из слов можно заменить другими словами. 1.В их составе нельзя заменять одно слово другим. 2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 2.Слова теряют свою смысловую самостоятельность. 3.Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 3.Не создаются в речи, а используются готовыми , требуют запоминания. Словосочетания Фразеологизмы
Cлайд 8
Фразеологизм – это неделимое сочетание слов, в котором: значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом; слова употребляются в переносном смысле; подчеркивается как один член предложения.
Cлайд 9
Фразеология ( от греч.) фразис – «выражение» логос – «учение» Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Cлайд 10
Найти фразеологизмы в тексте. Объяснить их значение. Бывает частенько ,что слово одно, Но очень по – разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперед: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Cлайд 11
Что мы можем сделать за минутку? • Поморгать. • Потянуться и при этом улыбнуться. • Налево повернуться. • Направо повернуться. • Не забудьте улыбнуться! • Покачаться, повертеться! • Три секунды помолчать. • Взявшись за руки , друг другу только мира пожелать!
Cлайд 12
Мы исходили городок Буквально вдоль и… Подскажи словечко поперек. И так устали мы в дороге, Что еле … волочили ноги. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … медвежью услугу. Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, … кто по дрова Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … вянут. Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой … не разольешь.
Cлайд 13
ПО значению выделяются тертый калач, стреляный воробей (в зачении «опытный человек») фразеологизмы – синонимы фразеологизмы - антонимы непочатый край (в значении «много»), раз – два и обчелся ( в зачении «мало»)
Cлайд 14
Подобрать к иллюстрациям фразеологизмы Море по колено Водить за нос
Cлайд 15
Плясать под чужую дудку Мухи не обидит
Cлайд 16
Сесть на шею Витать в облаках
Cлайд 17
… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство. В.Г.Белинский
Cлайд 18
Домашнее задание (на выбор ) Написать об истории возникновения одного из известных вам фразеологизмов. Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму. Упр.100 стр.48
Cлайд 19
Рефлексия Беседа с обучающимися: Что нового, интересного узнали на уроке? Что на уроке особенно понравилось? Какие задание вызвали затруднения?
Cлайд 20
Список использованной литературы: 1.Г.Александрова.Занимательный русский язык. – Санкт- Петербург: «Тригон», 1998. 2. И.В.Шустина.Кроссворды для школьников.Русский язык.– Ярославль: «Академия развития» ,1997. 3. Учебник русского языка для 6 класса. /авторы:М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба/-Москва: «Просвещение»,2011. 4.Школьный фразеологический словарь русского языка. /В.П.Жуков,А.В.Жуков/- Москва: «Просвещение»,1994.