Учитель русского языка и литературы МОУ «Принцевская СОШ» Черткова Елена Александровна Значение и правописание частиц
Cлайд 2
Цели: Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Частица» Формировать и развивать познавательные, исследовательские компетенции. Задачи: Показать своеобразие частиц. Развивать познавательный интерес. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Развивать умение публично выступать.
Cлайд 3
А.Н.Толстой Дивной вязью он (народ)плёл невидимую сеть русского языка.
Cлайд 4
Определение частицы. В словаре лингвистических терминов (Д.Э.Розенталь,М.А.Теленкова) даётся такое определение частицы: «Частица-разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам.»
Cлайд 5
Признаки частиц. Служебная часть речи. Образовалось от слова «часть». Не имеет грамматического значения. Не изменяется. Не является членом предложения. Вносят различные оттенки значения. Служат для образования форм слова.
Cлайд 6
Работа с текстом. - Угадай, кто я. Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке. - Неужели дятел? - Нет, вот и не угадал. Ещё я ем ос и шмелей. - Так ты птица-осоед? - Как же, осоед. Ещё я ем гусениц и личинок. - Как раз гусениц и личинок любят дрозды. - Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. - Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. - Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. - Хорошо! Тогда ты кошка! - Куда уж – кошка. Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. - Ладно, ты – цапля. - Где уж – цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца. - Точно, куница! - Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы. - Скорее всего ты –свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку! -Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты».
Cлайд 7
Сравните предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. Вот ещё – лесная мышь! Вывод: Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определённую информацию, а выразить своё отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.
Cлайд 8
Исследовательская работа Употребите подходящие по смыслу частицы в предложении В апреле наступила настоящая весна. неужели даже вот не что за разве ведь вон ни как ли всё-таки же Вывод: Частицы вносят различные оттенки значений в предложения.
Cлайд 9
Лингвистический эксперимент. Задание: дополните текст необходимыми частицами. … у птиц встречаются забавные имена. Ну … ,например, птица поганка. Поганка, … ещё рогатая! Или птичка завирушка. Или юла. А … совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечётка? Да … могут птицы быть «обыкновенными»! Живое … бывает обыкновенным. (Вот, даже, не, да, разве, именно).
Cлайд 10
Лингвистический эксперимент. Проверь себя! Именно у птиц встречаются забавные имена. Ну, вот, например, птица поганка. Поганка, да ещё рогатая! Или птичка завирушка. Или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечётка? Да не могут птицы быть «обыкновенными»! Живое не бывает обыкновенным.
Cлайд 11
Словарная работа ЧупрИна - оставленный на макушке, в центре тщательно выбритой головы, толстый клок волос. ЧупрИна — чуб, вихор, хохол, тупей, чупрун. КОЖ УХ — зимняя верх. муж. и жен. одежда из овчины (мехом внутрь). Покрытый материей К. часто называли шубой. КАФТАН м. татарск. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна Казачо к — русский и украинский народный танец (украинский казачок, кубанский казачок, терский казачок и др.).
Cлайд 12
Домашняя работа Написать сочинение-рассуждение «Роль частиц в нашей речи» или диалог частиц «давай, пусть, даже, что за, не и ни».
Cлайд 13
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящим солнцем тележку с камнями для строительства. Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” Тот ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “А что ты делал целый день?” Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. “А я принимал участие в строительстве храма”.
Cлайд 14
Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке. Кто работал как первый человек? Кто работал как второй человек? Кто работал как третий человек?