Употребление местоимений в речи Конспект урока русского языка , проведенного в 6 классе Евтушевской Н.Н. ГОУ ЦО № 1493 ЮВАО г. Москвы Евтушевская Н.Н.
Cлайд 2
МЕСТОИМЕНИЕ Самостоятельная часть речи, включающая слова, которые НЕ НАЗЫВАЮТ предметы, признаки или количество предметов, А ЛИШЬ УКАЗЫВАЮТ НА НИХ. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 3
Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 4
Евтушевская Н.Н. личные я мы ты вы он она оно они возвратное себя вопросительные кто? что? какой? который? сколько? каков? почему? где? относительные кто что какой который сколько каков почему где неопределенные некто нечто некий некоторый несколько столько-то сколько-нибудь что-то что-либо кто-то кто-нибудь кое-кто кое-какой чей-то чей-либо где-либо… притяжательные мой твой его ее их наш ваш свой определительные весь всякий каждый сам самый любой иной другой всяческий всяк везде всюду всегда указательные тот этот сей оный такой этакий таков сколько столько здесь там тут тогда отрицательные никто ничто никакой ничей некого нечего Евтушевская Н.Н.
Cлайд 5
Однажды упало из ведра семечко. Приютилось семечко между глиной и камнями. Долго томилось это семечко, а потом вдруг выпустило из себя корешки, впилось корешками в глину и стало расти. Так этот цветок, который яростно боролся за место под солнцем, начал жить. Нечем было питаться цветку в камне и глине, но стремление жить заставляло цветок каким-то чудом добывать себе влагу. Что в тексте звучит некрасиво, неправильно? Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 6
Вывод : местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 7
Однажды упало из ведра семечко. Приютилось ОНО между глиной и камнями. Долго томилось ЭТО семечко, а потом вдруг выпустило из СЕБЯ корешки, впилось ИМИ в глину и стало расти. Так ЭТОТ цветок, КОТОРЫЙ яростно боролся за место под солнцем, начал жить. НЕЧЕМ было питаться ЕМУ в камне и глине, но стремление жить заставляли цветок КАКИМ-ТО чудом добывать СЕБЕ влагу. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 8
Вывод : местоимения могут выступать в роли различных членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 9
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел собаку, грязную и некрасивую… -Понятно ли, о ком идет речь? Почему? Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 10
Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 11
Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 12
Я запомнил свою матушку веселой, добродушной, тихой, как погожая осень. У нее на щеках то и дело появлялись смешные ямочки. Улыбалась она чаще своими карими глазами. В них порой запутывалось солнышко, и тогда они становились цвета янтаря. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 13
Вывод : Местоимения служат для связи предложений в тексте. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 14
Придя со школы домой, быстро переодемшись, я решил отправиться до бабушки и дедушки. До ихнего дома рукой подать. Бабушка у меня здоровская. Знаете, по чем это видно? У ней всегда есть вкусные пирожки. Она пекёт их особым способом. Дедушка об ей заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ихней поддержкой и опорой. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 15
Придя ИЗ школы домой, быстро переодеВшись, я решил отправиться К бабушкЕ и дедушкЕ. До ИХнего дома рукой подать. Бабушка у меня замечательная. Знаете, по ЧЕМУ это видно? У НЕЕ всегда есть вкусные пирожки. Она пеЧёт их особым способом. Дедушка о НЕЙ заботится, ухаживает. Я вырасту и тоже буду ИХ поддержкой и опорой. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 16
Плотник выдвинул из ящика рубанок и положил его на верстак. ( ящик или рубанок?) Люда подошла к подруге. Она была испугана. ( Люда или подруга?). Миша попросил положить книгу в свой портфель. Охотник приблизился к зверю. Он испугался и убежал. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 17
Важно правильно употребить местоимение в речи. Неуместное использование местоимений может породить двусмысленность. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 18
-Дети! Сегодня мы отправимся на фабрику мягкой игрушки, где вас научат мастерить сувениры. Дорогая Мария Петровна! Поздравляем Вас с днем учителя! Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 19
В русском языке местоимение ВЫ может употребляться как особая уважительная форма обращения к человеку. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 20
Слова для справок: кое-кто, кто-то, кто-нибудь, никто, несколько, нисколько. Прошлым летом я отдыхал в пионерском лагере. Лагерь расположен на берегу бухты. Бухта большая и удобная для ныряния. Ныряние -любимое мое занятие. Однажды я вызвался достать со дна ракушку. Ракушка лежала на большой глубине. ….( не мог) мог подумать, что я не справлюсь со своей задачей. Я …….( не) сомневался в своих способностях. Я сделал все, что было в моих силах. Ракушка была у меня в руках! Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 21
Вывод : от лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.
Cлайд 22
ИТАК: местоимения Помогают избежать ненужных повторов в повествовании. Служат для связи предложений в тексте. Могут выступать в роли разных членов предложения. Относительные местоимения служат средством связи частей СПП. От лексико-грамматического разряда местоимения зависит общий смысл повествования. Евтушевская Н.Н. Евтушевская Н.Н.