Цель: дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи; формировать умения определять слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий и от прилагательных в краткой форме Задачи: 1) Актуализация знаний по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния; 2) Развитие умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от других частей речи 3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.
Cлайд 3
Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их: на русском языке в первую очередь небрежно, плохо совсем немного очень давно в точности так в какое-нибудь время неожиданно Составьте предложения с любыми двумя получившимися наречиями, задайте к ним вопрос, подчеркните как член предложения.
Cлайд 4
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова . 1) Всё было тихо ― лес и горы, Всё спало в сумраке ночном. 2) В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои... Видно, на море не тихо, Смотрит ― видит дело лихо...
Cлайд 5
Части речи Наречие Краткое прилагательное Категория состояния Вопросы Грамматическое значение Изменяется или нет? От какого слова зависит? Синтаксическая роль
Cлайд 6
Примеры Значение Чудесно в лесу. физическое состояние человека и животных На улице солнечно. Временные отношения Тепло ему стало. состояние окружающей среды Опять тревожно,больно сердцу стало. оценку какого-либо состояния, положения Ясно было, что на поезд мы опаздываем. интеллектуальное состояние человека Было приятно смотреть на их работу. душевное (эмоциональное) состояние человека Нельзя читать чужие письма. пространственные отношения Мне было далеко до дому. возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний(слова со значением модальности Пока не поздно, надо что-то сделать. состояние природы
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова : 1) Выражение его лица робко. Петя ведет себя робко. 2)Дитя счастливо. Он счастливо отделался от конфликта. 3) Труд человека кормит, лень портит. Ему это делать лень. 4) Он совершил тяжкий грех. Над старостью смеяться грех.
Cлайд 9
Cлайд 10
Cлайд 11
Cлайд 12
Домашнее задание (по выбору учащихся). Выучить записи в таблицах 1. Написать небольшое рассуждение ― ответ на итоговый вопрос урока (Было ли основание у А.Б.Шапиро назвать слова категории состояния беспризорными? Ответ подкрепляйте примерами). 2. Подберите 7-8 предложений из художественной литературы со словами категории состояния. 3. Упр. 277