(1)Славу русских камней составляют зеленые камни, и нет другой страны в мире, где были бы столь разнообразны и столь прекрасны камни зеленых тонов.(2) Ими гордится Россия, только зеленый камень может заполнить ее художественные музеи прекрасными достижениями русского камнерезного искусства. (3)Яркокрасочный изумруд, то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительной зеленью; ярко-золотистый хризолит Урала, тот прекрасный искристый камень, который так ценила заграница и следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны и Персии.(4) Целая гамма тонов связывает слабо зеленоватые или синеватые бериллы с густо-зелеными темными аквамаринами.(5) Близки к ним по тону синевато-зеленые эвклазы россыпей Южного Урала, таинственно прекрасен изменчивый александрит, в котором, по словам Н. Лескова «утро зеленое, но вечер красный». (6)Что же будет с камнем в будущем, и какое место займет он в культуре грядущих эпох? (7) Будущее человечества рисуется мне в завоевании и подчинении себе сил природы, в широком и всемерном использовании ее энергии и ее богатств.(8) И чем больше будут успехи науки и техники, чем совершеннее будет превращение природных сил в механизм человеческой работы, тем легче будет удовлетворение насущных нужд человечества и менее суровою будет тяжелая борьба за существование. (9)Техника будет подчинять себе постепенно одно вещество природы за другим. (10)Недавно еще бесполезные ванадий, торий, молибден сейчас уже сделались дорогими металлами; уже в обиход человеческой культуры втягиваются один за другим все химические элементы земли.
Cлайд 3
(11) Все идет в сторону создания наименее истираемых и наиболее устойчивых технических форм, будущее принадлежит самым совершенным формам природы, самым устойчивым химическим соединениям, металлам и сплавам, самым твердым нестираемым соединениям, самым прочным и плотным формам материи. (12)В постепенном истощении богатств природы техника должна будет основываться не на истребленных уже прошлым хищничеством элементах, но на тех из них, из которых слагается главная часть нашей земной оболочки и которых так много в разных видах под рукой человека. (13)Будущее принадлежит алюминию в виде глин и разных соединений, кремнию в виде кварцевого песка, углероду как составной части всего живого. (14)К этим основным элементам, тесно связанным в разного рода соединения с кислородом и водородом, обратится промышленность и техника. (15)И когда мы попытаемся так охарактеризовать грядущее техники, то невольно угадываешь ту роль, которую сыграет в нем наш драгоценный камень. (16)Разве он не отвечает больше, чем что-либо другое, именно указанным качествам? (17)Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твердости, постоянства и вечности? (18)Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышает далеко огнестойкость подавляющего большинства других тел? (19) Мы видим, что главные наши драгоценные камни оказываются и наиболее подходящими для разрешения основных технических задач будущего и в широком применении их и лежит одна из проблем современной научной работы. (20) Но выполнят они эту роль только тогда, когда сумеет человек их получить в любом количестве, когда перестанут они быть редкими диковинками природы. (21)И пока человек не сумеет завладеть тайною их искусственного получения, драгоценный камень останется только забавою, роскошью в его руках.
Cлайд 4
1. В предложениях 7 – 10 найдите слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.
Cлайд 5
2. Из предложений второго абзаца выпишите все союзы.
Cлайд 6
3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ
Cлайд 7
4. Среди предложений 13-15 найдите в составе сложного предложения, односоставное определенно-личное предложение. Напишите его номер.
Cлайд 8
5. Какое из предложений 16-18 осложнено несколькими рядами однородных членов?
Cлайд 9
6. Найдите в трёх абзацах текста СПП с параллельным подчинением придаточных. Напишите его номер.
Cлайд 10
7. В 1-2 абзацах найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите его номер.
Cлайд 11
8. Напишите номера языковых средств, которые использованы в трех последних абзацах. Цифры пишите в порядке возрастания. 1) риторический вопрос 2) эллипс 3)синекдоха 4) анафора 5)эпитеты.