Методические рекомендации по подготовке к написанию сочинения по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Автор Величко Ирина Леонидовна , учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 им.М.Ю.Лермонтова г.Пятигорска
Cлайд 2
Введение Сочинение по картине имеет большое значение для эстетического воспитания учащихся. Наряду с развитием речи преследуется и грамматическая цель: научить учащихся употреблять определённые грамматические средства. Данный вид работы по развитию речи учащихся для меня является самым интересным. Благодаря грамотной подготовке и организации таких уроков дети с удовольствием пишут сочинения по картине.
Cлайд 3
Введение Следует подробно остановиться на одной картине художника, все остальные рассматриваются обзорно и не подлежат детальному изучению. Важно познакомить учащихся с манерой написания картин Решетникова. Проведение урока по данной презентации своей целью видит формирование коммуникативной компетенции ученика и развитие его эстетического вкуса.
Cлайд 4
Страницы жизни художника Известный художник Фёдор Павлович Решетников с юности увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» , в результате написал несколько картин, посвящённых Арктике. В годы Великой Отечественной войны Решетников был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии
Cлайд 5
Ф.П.Решетников «Прибыл на каникулы!» Любимыми героями полотен художника стали дети. Широко известны картины «Прибыл на каникулы!», «За мир», «Достали «языка», «Опять двойка!».
Cлайд 6
Ф.П.Решетников «За мир»
Cлайд 7
Ф.П.Решетников «Достали «языка»
Cлайд 8
Из истории создания картины Мысль написать картину «Опять двойка» (1952г.) родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину.
Cлайд 9
Ф.П.Решетников «Опять двойка»
Cлайд 10
Работаем с классом по вопросам - Внимательно посмотрите на картину Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Какое событие на ней изображено? - Что делает Саша(например)? Назовите основное действие мальчика. Как он стоит? (В ответах желательно использовать деепричастия и деепричастные обороты)
Cлайд 11
Работаем с классом по вопросам - Какой у Саши портфель? Почему мальчик не смог его закрыть? Что помешало Саше выучить уроки? - Что выражает лицо мальчика?
Cлайд 12
Работаем с классом по вопросам Рассмотрите тех, кто встречает Сашу. Назовите их. Опишите маму мальчика. Что она делает? Как относится к появлению брата сестра? Как относится к этой сцене младший брат Саши?
Cлайд 13
Работаем с классом по вопросам - Кто с радостью встречает Сашу? Опишите действия собаки. - Теперь опишем комнату, в которой происходит всё действие.
Cлайд 14
Работаем с классом по вопросам - Есть ли у Саши условия, чтобы хорошо учиться? - Как вы думаете, чем закончиться эта история? - Что будет дальше? Напишите об этом.
Cлайд 15
Примерный план описания картины Несколько слов об авторе картины. События, предшествующие изображённому на картине. Описание героев картины Описание комнаты. Что же будет дальше? Впечатления от картины.
Cлайд 16
Заканчивая работу по подготовке к сочинению… После составления картины необходимо детям ещё раз объяснить порядок выполнения работы. Даже после такого подробного разбора целесообразно попросить учеников устно рассказать по плану о том, что будут писать в сочинении, т.е. происходит проговаривание устного сочинения по картине. Такой вид деятельности очень полезен: дети слышать целое сочинение, что помогает успешно справиться с письменной работой. Далее школьники самостоятельно пишут сочинение по составленному плану. При необходимости учитель проводит индивидуальную работу с учащимися.
Cлайд 17
Домашнее задание Закончить работу по написанию сочинения