«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»(Ф.И.Тютчев) Урок развития речи Учитель Радаева Светлана Анатольевна
Cлайд 2
Цели и задачи Расширение и обогащение эмоционального словаря учащихся Формирование умений анализировать текст Развитие воображения и творческой фантазии Создание учащимися собственного текста на основе концептов эмоций
Cлайд 3
Прочитайте текст -Смотри, как дышит эта ночь. Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо… -Чо? -А сколько музыки в степях, В предутреннем дрожанье рос… -Брось! -Да погоди! Почувствуй ночь, Крадущийся полёт совы, Сопенье медленных лосих… -Псих! -Послушай, разве можно так: Прожить – и не узнать весны, Прожить – и не понять снега?.. - Ага! Р. Рождественский. «Поэма о разных точках зрения»
Cлайд 4
Эпитеты к слову «Чувство» 1. О силе, глубине, новизне чувства 2. О степени осознанности, определенности переживания 3. О характере, оценке чувства (Безотчётное, агрессивное, угасшее, пошлое, безрассудное, пламенное, сильное, молодое, невыразимое, робкое, неосознанное, незнакомое)
Cлайд 5
Проанализируйте примеры и запишите их в 2 группы Радость, гнев, злоба, восторг, отвращение, зависть, надежда, страх, ревность, счастье, обида, презрение, любовь.
Cлайд 6
Прочитайте текст, вставив на месте пропусков нужные слова Внешние проявления эмоций включают физиологические реакции тела, движение, жестикуляцию, мимику и речь. Поднятие бровей (расширение глаз) в случае ………, сужение глаз в случае ………, бледность в случае ……….., непроизвольная гримаса в случае ……….., пот в случае ……….., покраснение в случае ……….. – все эти внешние проявления эмоций не поддаются нашему контролю. Однако есть и контролируемые нами двигательные и речевые реакции на причины, вызывающие эмоции : восклицания в случае …….., рычание в случае ……….. Материал для справок: ярость, удивление, ликование, гнев, отвращение, страх, стыд, смущение
Cлайд 7
Какая характеристика текста неверна? 1.Стиль речи – научный 2.Стилевые черты – образность, эмоциональность, призывность 3.Тип речи – описание 4.Способ связи предложений – параллельный. 5.Средства связи: лексический повтор, использование однотипных предложений(синтаксический параллелизм)
Cлайд 8
Расположите предложения в нужной последовательности 1.Это чисто русское противопоставление, чисто русские антонимы. 2.Но здесь же у Пушкина и «глушь и снег», « зимняя дорога», «скучные поляны» 3.Интересно, что «тоске» противопоставляется «разгулье удалое». 4.Равнина и снег, снег и ночь- вот неизменные черты «образа русской тоски». 5.Первый литературный образ тоски приходит с детства от Пушкина: Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…