Морфема –наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов
Cлайд 2
1. Языковая разминка Спишите слова, разберите их по составу: 1 вариант Надробить подрубить 2 вариант Подобрать подобреть Одинаковы ли приставки в этих словах?
Cлайд 3
А из чего сделаны слова? Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки, Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки!
Cлайд 4
«Строительные блоки» для слов называются Приставка Окончание Суффикс Корень морфемами Интерфикс Морфемика – раздел науки о языке, изучающий морфемы.
Cлайд 5
Что обозначает морфема «Ш»? Шла, прошла Корень -Ш- обозначает движение человека пешком. Часто бывает так, что одна морфема ничего не может выразить, тогда на помощь ей приходят другие морфемы. Вместе они создают такое количество слов, что из них складывается весь язык.
Cлайд 6
Действующие лица: два человечка, морфемы: корень -Ш-, суффикс -Л- (он обозначает прошедшее время, окончание –И, а так же разные приставки. Ваша задача: описать действия человечков, образуя от слова ШЛИ другие слова с разными приставками.
Cлайд 7
1 вариант Уборка, хлебный, украсят, принесли, говорливый, заколка. 2 вариант Безветренный, земляной, надрежут, приберегли, пришкольный, домовой Сделайте морфемный разбор слов:
Cлайд 8
Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватой. Тени ходят по стене Сеткой синеватой. В. Фетисов Найдите в стихотворении однокоренные слова, запишите их в первый столбик, обозначьте корень. Во второй столбик запишите формы одного и того же слова, обозначьте в них окончания.
Cлайд 9
Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют Синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватой. Тени ходят по стене Сеткой синеватой. В. Фетисов В синем, синие, синий, синеей. В синем, подсиненный, синеет, синеватой.
Cлайд 10
Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод, Протекает небосвод – А по лужам у ворот Дети водят хоровод (Л. Яхин) Найдите в стихотворении слова с повторяющимся корнем -ВОД-. Можно ли эти слова считать однокоренными?
Cлайд 11
Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. Из стихотворения С.Погорельского выпишите однокоренные слова, укажите, какой частью речи они являются. Обозначьте корень. Затем выпишите формы одного и того слова.
Cлайд 12
Роль морфем
Cлайд 13
Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и то же лексическое значение.