Основные этапы работы над сочинением 1.Выявить и сформулировать проблему текста; 2. Прокомментировать сформулированную проблему; 3. Сформулировать позицию автора по выделенной проблеме; 4. Сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме
Cлайд 3
ПРОБЛЕМА(Ы) текста ПРОБЛЕМА – важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с той или иной стороной реальной жизни или характера и поступков героев, поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Часто проблема есть острое жизненное противоречие между существующим и должным, желаемым и реальным. Итак, проблему часто порождает жизненное противоречие: личность – общество, творец – искусство, человек – человек, человек - природа, человек – история.
Cлайд 4
Наиболее распространённые проблемы 1. Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблемы цивилизации. 2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности.
Cлайд 5
Наиболее распространённые проблемы 3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности. 4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.
Cлайд 6
Наиболее распространённые проблемы 5. Экологические (проблемы взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы. 6. Информационно-коммуникативные: проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.
Cлайд 7
Основная проблема – это та, ▪ которая стала объектом раздумий автора; ▪ над которой он в основном размышляет; ▪ к которой неоднократно возвращается; ▪ по которой отчётливо заявлена авторская позиция
Cлайд 8
Проблема может быть ▪ поставлена; ▪ изложена; ▪ рассмотрена; ▪ выдвинута; ▪ затронута; ▪ поднята; ▪ сформулирована; ▪ исследована
Cлайд 9
Способы формулировки проблемы текста: 1)проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;
Cлайд 10
Способы формулировки проблемы текста: 2)формулировка в виде вопроса дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.
Cлайд 11
Что значит прокомментировать проблему? Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Большой толковый словарь русского языка Подумайте: ▪ насколько данная проблема злободневна в наши дни; ▪ что делает её жизнеспособной; ▪ насколько глубоки исторические корни этой проблемы; ▪ как автору удалось привлечь к ней внимание читателя; ▪ как эту проблему рассматривали другие авторы; ▪ как они предлагали её решить.
Cлайд 12
Способы комментирования проблемы текста: 1) От частных фактов к формулировке проблемы. Например: Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы.
Cлайд 13
Способы комментирования проблемы текста: 2) От формулировки проблемы – к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В.Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».
Cлайд 14
Что такое позиция автора? Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь.
Cлайд 15
Как выявить позицию автора? Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать больших усилий. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: ▪ что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? ▪ как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Cлайд 16
Аргументация своего мнения В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Cлайд 17
Как построить рассуждение? Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: Тезис – то, что нужно доказать. Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора). Аргумент – фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Вывод – итог размышлениям, чему учит текст, к каким действиям побуждает читателей.
Cлайд 18
ТИПЫ АРГУМЕНТОВ В сочинении можно использовать, например, следующие типы аргументов. 1. Логические (рациональные) аргументы: факты науки, статистика, объективные показатели состояния дел, законы природы, определения, положения юридических законов (или официальных документов, постановлений, нормативных актов), данные экспериментов или экспертиз, свидетельства очевидцев. 2. Иллюстративные аргументы – примеры: а) конкретный пример (пример-сообщение о событии), литературный пример; б) предположительный пример (рассказывающий о том, что может могло бы быть при определённых условиях). 3. Ссылки на авторитет: мнение уважаемого человека (учёного, философа, общественного деятеля), цитата из авторитетного источника, мнение специалиста или эксперта, мнение очевидцев, мнение должностных лиц, общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать или оценивать что-то в обществе.
Cлайд 19
Композиция сочинения Некоторые советы по построению сочинения
Cлайд 20
Вступление – важная часть сочинения. Оно формулирует тему и проблему всей работы, настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Вступление должно устанавливать связь позиции учащегося с позицией автора. Вступление обязательно должно быть связано по смыслу и формально с другими частями сочинения. Вступление – первое предложение или первый абзац текста, который содержит в себе тезис рассуждения или подводит к нему (вместе с заключением – не более 1/4 текста).
Cлайд 21
Вступление может содержать: сведения об авторе текста; историческую справка; сведения о предмете высказывания, разъяснение ведущего понятия; постановку проблемы (тезис); проблемный или риторический вопрос; пример из жизненного или читательского опыта; замечание о важности и значимости темы для общества; комментированную цитату.
Cлайд 22
Основная часть сочинения Основная часть (не менее 3/4 текста) содержит аргументы и иллюстрации (примеры) для раскрытия замысла автора сочинения. Основная часть работы должна отразить понимание исходного текста. Требования к основной части сочинения: целостность; чёткость; ясность; логичность; конкретность; последовательность; аргументированность; стилистическая однородность; отсутствие категоричности, декларативности; отсутствие излишней эмоциональности.
Cлайд 23
Заключительная часть сочинения Концовка – последнее предложение или последний абзац текста (вместе с зачином – не более 1/4 части всей работы). В заключительной части сочинения формулируется обобщённый вывод. Заключительная часть сочинения даёт возможность высказать свои развёрнутые размышления о сути поставленной проблемы, её актуальности, общественной или личной значимости.
Cлайд 24
Помните: все части сочинения взаимосвязаны. Таким образом, неверно определив проблему текста, вы ставите под угрозу всю работу. Перечитайте текст, проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. И, конечно же, постарайтесь найти и исправить допущенные ошибки.
Cлайд 25
Памятка пишущему сочинение 1. Несколько раз внимательно прочитайте текст. Определите его тему (о чём говорится?). 2. Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит). 3. Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.
Cлайд 26
Памятка пишущему сочинение 4. Разделяете ли вы позицию автора текста? Если ваши позиции совпадают, подумайте над собственной аргументацией высказанных положений. Если не совпадают – предложите свою аргументированную точку зрения. 5. Продумайте композицию своей работы. Попробуйте разные варианты вступления, заключения. Поищите связки между частями. Решите, как и где вы будете формулировать собственную позицию.
Cлайд 27
Памятка пишущему сочинение 6. Особое внимание уделите языку сочинения. Избегайте лексических и синтаксических повторов, пользуйтесь для замены ключевых слов местоимениями, синонимами, при необходимости антонимами; используйте осложняющие конструкции (причастные, деепричастные конструкции, вводные слова и предложения). Помните, неоправданная «красивость» речи, чрезмерная немотивированная «загрузка» её сложными синтаксическими оборотами – показатель того, что пишущий не владеет всем богатством родного языка. Работы, написанные таким языком, как правило, имеют нулевую оценку по этому критерию.
Cлайд 28
Памятка пишущему сочинение 7. Когда работа будет написана, проверьте её, исправьте ошибки. Помните, что учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. 8. Чтобы избежать в своём сочинении наиболее типичных ошибок: ▪не превращайте своё сочинение в пересказ исходного текста. Предложите своё понимание поставленных проблем; ▪ не доказывайте, что перед вами текст. Это не подлежит сомнению.
Cлайд 29
Список литературы 1. Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Челябинск, 2009. 2. Гостева Ю.Н., Львов В.В. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь тетрадь. Москва, 2010. 3. Егораева Г.Т. Русский язык. Подготовка к выполнению части 3 (С). Практикум.Москва, 2010. 4. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом. Москва, 2010 5. Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. Москва, 1996