Обобщающий урок в 3 классе по теме «Басни» программа «Начальная школаXXI века» Составила: учитель первой категории МОУ Заплавнинская ООШ Долгих Дарья Николаевна 2011 год
Cлайд 2
Проверь себя
Cлайд 3
А с н я б
Cлайд 4
Как звали этого человека? Что о нём вы знаете? Эзоп Древнегреческий баснописец, раб
Cлайд 5
Запишите фамилию, имя, отчество этого человека. Кто он такой? Иван Андреевич Крылов Баснописец
Cлайд 6
Что такое басня? Басня это краткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, в котором имеется иносказательный смысл. В поучительном сюжете басни героями чаще всего выступают животные.
Cлайд 7
Басня Поучительный короткий рассказ Смешное стихотворение Краткая сказочная история Герои-богатыри Герои – животные, иногда люди Герои- дети Цель- развлечь читателя, создать хорошее настроение Цель - прославить русский народ, Русскую землю Цель - показать недостатки людей Троекратные повторы Волшебство Мораль
Cлайд 8
Разгадай кроссворд в о р о н А л и С и ц а С К м о р А л ь э з о п 1 2 3 4 Герой басни Эзопа Героиня басни И.А.Крылова Поучение в басне Первый баснописец Часть басни
Cлайд 9
Что такое мораль? Поучение, нравоучение
Cлайд 10
Соедини стрелками И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак» И.А.Крылов «Волк и Ягненок» Эзоп «Лисица и виноград» И.А.Крылов «Ворона и лисица» И.А.Крылов «Петух и жемчужное зерно» У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим… Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк. Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом обстоятельства.
Cлайд 11
Из какой басни строки? Ворона и Лисица Волк и ягнёнок Стрекоза и муравей Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать так право, сказки! "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье…» "Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!"
Cлайд 12
Прочитайте текст. Во время чтения сделайте на полях пометки: « v» - уже знал, «н» - новое, «?» - не понял, есть вопросы. Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди. Их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор. В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень. Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение – мораль. Басни возникли в древней Греции. Их сочинял талантливый и мудрый раб – Эзоп. Его басни – это очень краткие рассказы с намеками, скрытым смыслом. Язык басен Эзопа меток, точен. Русские писатели часто использовали в своих произведениях истории и героев басен Эзопа. Всем хорошо известны басни Ивана Андреевича Крылова. Ты прочитаешь басни Эзопа и Крылова. Подумай, чем они похожи, а чем различаются, как их нужно читать.
Cлайд 13
Беседа по прочитанному - Что вы уже знали? -Что узнали нового? - Что встретилось непонятное в тексте?
Cлайд 14
Волк и ягнёнок К какой басне иллюстрация ?
Cлайд 15
К какой басне иллюстрация ? И.А.Крылов «Ворона и Лисица»
Cлайд 16
Найди отрывок в тексте к иллюстрации Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись;
Cлайд 17
А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет.
Cлайд 18
Найди отрывок в тексте к иллюстрации Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".
Cлайд 19
И.А.Крылов «Петух и жемчужное зерно» К какой басне Иллюстрация ?