МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная школа№2» Слова категории состояния Выполнила Тейхреб Людмила Николаевна, учитель руского языка и литературы Р.п. Благовещенка.2012
Cлайд 2
Методический комментарий Целью материалов презентации является углубление представлений о категории состояния, выработка умения различать омонимичные части речи: прилагательные, наречия, слова категории состояния. Опираясь на признаки, представленные в таблице, учащиеся анализируют предложения. Организуется самостоятельная работа с самопроверкой. Сообщаются семиклассникам сведения, не представленные в учебнике, о том, что слова категории состояния могут выражать временные и пространственные отношения, об особой группе со значением возможности, долженствования, необходимости. Знакомятся учащиеся со словами категории состояния, образованными от существительных. Используемая литература: 1. Костяева Т.А. . Ориентировочное планирование по русскому языку для 7 класса на 2004-2005 учебный год. РЯШ, №6, 2004. с.108 2. Ерошкина Н.А., Широкова Л.Н. Омонимия слов категории состояния, прилагательных и наречий (7 класс), РЯШ №9, 2010. с.38
Cлайд 3
Слова категории состояния могут выражать временные и пространственные отношения (поздно, долго, близко, глубоко) Особую группу категории состояния представляют слова со значением возможности (невозможности), долженствования, необходимости: Можно, возможно, нельзя, должно, надобно, надо, нужно, необходимо и др. К этим словам обычно примыкают глаголы в неопределенной форме (Упр. 281). Слова категории состояния, образованные от существительных: грех, пора, время, крышка, конец, жаль и др.(Шутить не время. Мне лень вставать). В отличие от исходных существительных, слова категории состояния не изменяются. Ср.: лень, ленью, лени и Ему лень учить уроки.
Cлайд 4
Омонимия слов категории состояния, прилагательных и наречий Прилагательное Наречие Слово категории состояния Соотносится с существительным. Обозначает признак предмета. Сказуемое в двусоставном предложении. Его настроение тревожно Зависит от глагола. Обозначает признак действия. В предложении – обстоятельство Иван тревожно смотрел в окно Независимое слово. Обозначает состояние природы или живых существ. Сказуемое в односоставном безличном предложении. Как тревожно на душе!
Cлайд 5
Распределите предложения по соответствующим колонкам, выделите грамматические основы Саша смешно рассказывал о себе. 2. Мне стало смешно. 3. Показное трудолюбие смешно. 4. На улице ветрено. 5. Тихо пела скрипка. 6. Ее лицо было печально.
Cлайд 6
Проверка
Cлайд 7
Подчеркните грамматические основы, определите, какими частями речи являются слова на - о; объясните орфограммы и пунктограммы Было совсем темно и за деревьями поднималась неправильным кругом оранжевая луна. 2. Я вступил в эту жизнь пережив ее уже мысленно и мне стало скучно и гадко. , , ,