Устная работа по § 1. Работа по учебнику, стр. 8 Что вы знаете об устной и письменной речи? Рассмотрите схему. Как показана связь между устной и письменной речью? Что объединяет устную и письменную речь? Чем они отличаются?
Cлайд 3
Признаки устной и письменной речи Письменная форма речи — речь, зафиксированная на письме. Устная форма речи — речь звучащая. Письменная речь характеризуется более строгим соблюдением литературной нормы. Устная речь более свободна по отношению к литературной норме. Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную — с разговорным. Книжный стиль не всегда воплощается в письменной речи (например, ораторская речь), а разговорный — в устной речи (например, диалогическая речь в художественном произведении).
Cлайд 4
Устная работа по § 2. Работа по учебнику, стр.11 Каждое высказывание - устное или письменное - можно охарактеризовать по такому параметру , как вид (речи). Рассмотрите схему (стр. 11) По какому основанию выделяются виды речи? Как показана их взаимосвязь?
Cлайд 5
Условия Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд её особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (преимущественно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.
Cлайд 6
Тренировочные упражнения. Выборочная работа. Выписать из упр. 7 на с. 8 отдельно признаки устной и письменной речи. 1 вариант 2 вариант
Cлайд 7
Устная работа Упр. 9, 10 на с. 9 Найти в ответе лишние слова, проанализировать устный ответ, сделают вывод: «Почему лишние слова мешают слушателям воспринимать речь говорящего?» Прочитать вслух упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения.
Cлайд 8
упр. 12 Составить на основе текста краткую (из 5—7 пунктов) памятку о том, как писать письма. Краткая памятка
Cлайд 9
Эпистолярный жанр Письмо включает три части: 1) зачин; 2) информационную часть; 3) концовку. Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяют отношения между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинения, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе и любви. Информацию, которую вы забыли написать в письме, можно поместить под знаком PS (post-scriptum), что значит «после написанного».
Cлайд 10
«Структура писем и речевые формулы, используемые в них» Основные части письма Содержание Речевые формулы Зачин 1. Место и дата написания. 2. Приветствие. 3. Обращение Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! Дорогой (милый, любимый, родной мой).Имя и все его формы. Друг, мамочкаи др.
Cлайд 11
«Структура писем и речевые формулы, используемые в них» Основные части письма Содержание Речевые формулы Информационная часть Основная информация, которую нужно изложить Хочется сообщить... Я хотел бы рассказать... Вот некоторые новости... Нет ничего нового... Ты спрашиваешь что у нас нового...
Cлайд 12
«Структура писем и речевые формулы, используемые в них» Основные части письма Содержание Речевые формулы Концовка 1. Итоговые фразы: просьба писать; предположение, что переписка будет регулярной; приветы; слова благодарности и прощания; уверения в уважении, дружбе, любви. 2. Подпись. 3.PS С (глубоким, искренним) уважением... Уважающий Вас... Ваш(а, и)... Всегда Ваш(а, и)... Любящий тебя... До свидания! До скорого свидания! Всего хорошего!
Cлайд 13
Памятка «Как правильно оформить адрес» Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно адрес на конверте написать правильно. 1. Фамилия, имя, отчество адресата. 2. Улица (площадь, проспект, переулок). 3. Дом №, корпус №, квартира №. 4. Город или другой населённый пункт. 5. Область, район. 6. Индекс почтовый.
Cлайд 14
Помните! Фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта — в родительном падеже. Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе. Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.
Cлайд 15
Пример оформления конверта Адрес отправителя Борисов Андрей Николаевич, ул. Маркса, д. 13, кв. 2, г. Рыбинск, 454080. Адрес получателя Фёдоров Петр Петрович, пер. Зелёный, д. 5, кв. 3, с. Очкуровка, Николаевский р-н, Волгоградская обл., 404048.
Cлайд 16
Памятка «Как писать письма» 1. Обязательно указывайте дату и место написания письма. 2. Письмо должно быть вежливым. 3. Избегайте употребления грубых и бранных слов, кличек. 4. Следите за тем, чтобы буквы были чёткие. 5. Не употребляйте оборотов: Жду ответа, как соловей лета; Лети с приветом, вернись с ответом. 6. Придерживайтесь основных частей письма: зачина, информационной части, концовки.
Cлайд 17
Самостоятельная работа Упр. 13 или 14, на с. 10 (по выбору). В упр. 13 надо запомнить стихотворные строки В. С. Шефнера о словах, о речи, обращая внимание на знаки препинания, закрыть учебник и записать текст по памяти. В упр. 14 записать, как понимаете строки В. С. Шефнера: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести — и свои рассуждения подкрепить примерами.
Cлайд 18
Обобщение — Что объединяет устную и письменную речь? — Чем они различаются? — Каковы признаки устной и письменной речи? — По какому основанию выделяются виды речи? — Как ставить знаки препинания при диалоге?
Cлайд 19
Домашнее задание а) упр. 8 ( те, кто хочет получить «5»); б) упр. 11 ( те, кого устраивает любая оценка)
Cлайд 20
Литература: Тростенцова, Л.А., Ладыженская Т.А. Учебник «Русский язык» в 9 классе, — М.: Просвещение, 2011 Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.