Лексика. Фразеология. Урок повторения в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ - СОШ № 35 г.Белгорода Суковой Е.А.
Cлайд 2
Цель Повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах Закрепить знания по теме Активизировать творческие способности учеников
Cлайд 3
Словарно-орфографическая работа. Расскажите, что вы знаете о этих терминах, приведите примеры: лексикология, лексика, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеология, фразеологизмы, неологизмы.
Cлайд 4
Отгадайте загадки Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь … . Фальшивят, путают слова. Поют кто в лес, … . Ребята слушать их не станут: От этой песни уши ... .
Cлайд 5
Повторение раздела «Лексика» Что изучает лексика? Каково самое общее деление слов по значению? Какие группы слов вам известны? Что такое фразеологизмы? Словарный состав языка Однозначные и многозначные Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, неологизмы, профессиональные слова Устойчивые сочетания слов с переносным значением
Cлайд 6
Замени буквы цифрами: а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33. Составить слово из цифр: 13,6,12,19,10,12,16,13,16,4,10,33. лексикология
Cлайд 7
Найдите слова, которые не относятся к профессии художника палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь. Почему?
Замените устаревшие слова синонимами: Очи – …….; десница – …...; ланиты – …..; выя – ……; чело – ……; уста – ……; глаголет – …….; перст – ……..
Cлайд 10
Найдите фразеологизм, объясните его значение С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! (Б. Заходер)
Cлайд 11
Определите слово по его лексическому значению: Цвет фиалки и сирени. Заранее намеченный путь следования. Мысленно представить себе что-либо. Очень большой. Желтый с красноватым оттенком. Знаки для обозначения звуков. Слова, употребляемые жителями одной местности. Слова, употребляемые в профессии? Профессионализмы)
Cлайд 12
Замените исконно русскими слова заимствования: презентация шоу имидж прогресс космос диалог
Cлайд 13
История выражения В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую. Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.