АВТОР: Т.В. Гаммершмидт, учитель словесности высшей квалификационной категории МОУ «Усть – Илимский экспериментальный лицей» УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ Правописание корней
Cлайд 2
СТАНЦИЯ «ВЫУЧАЙКА» Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди ть — вре д, преподава ть — препода ть, притяну ть — притя нешь.
Cлайд 3
СТАНЦИЯ «ОБЪЯСНЯЙКА» Из какой сказки эти предложения? Волька повис над потолком, зац…пившись штанами за тот самый крюк, на котором предпол…галось повесить бабушкину люстру. Хоттабыч к…снулся по восточному обычаю лба и груди. Горизонтом я наз…ву ту грань, где хрустальный купол н…бес соприк…сается с краем З…мли. Что к…сается Жени Боголюбова, закадычного Волькиного приятеля, то не на шутку встревожился. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы: проверяемые гласные обозначьте красным цветом, непроверяемые – синим. Паровоз, проводник, колесо Паровоз, проводник, колесо Паровоз, проводник, колесо
Cлайд 4
СТАНЦИЯ «ВЫПОЛНЯЙКА» Лесн`ик ; рек`а ; объедин`ение ; развев`ается флаг; развив`аться физически; спеш`ить в школу; спиш`ите пример; разред`ить воздух; разряд`ить снаряд; продрож`ать под дождем; раздраж`ать ; воображ`ать ; поглощённый работой . Подберите проверочные слова
Cлайд 5
СТАНЦИЯ «ПРОВЕРЯЙКА» Лесн`ик (лес); рек`а (р`еки); объедин`ение (ед`иный); развев`ается флаг (в`еять); развив`аться физически (разв`итие); спеш`ить в школу (сп`ешка); спиш`ите пример (сп`ишем); разред`ить воздух (р`едко); разряд`ить снаряд (разр`яд); продрож`ать под дождем (дрожь); раздраж`ать (др`азнит); воображ`ать много (обр`азчик); поглощённый работой (гл`отка).
Cлайд 6
СТАНЦИЯ «ЗАПОМИНАЙКА» Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
Cлайд 7
СТАНЦИЯ «ВСПОМИНАЙКА» Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова Вспомните правило о проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова
Cлайд 8
СТАНЦИЯ «ЗАПОМИНАЙКА» Следует запомнить: Запишите слова в тетрадь варежка, коврижка, деревяшка, костяшка, дождь, прийти (приду, приди), вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник, жжение, сожжённый, зажжёт, зажжённый, возжжённый, прожженный.
Cлайд 9
СТАНЦИЯ «ЧЕРЕДОВАЙКА» Возможно чередование согласных: друг - друзья - содружество; слух - слушать; доска - дощечка; брызгать - брызжет; визг - визжать; место - помещение; блестящий - блещущий.
СТАНЦИЯ «ПРОВЕРЯЙКА» Честный (честь); доблестный (доблесть); вестник (вести); гигантский (гигант); здравствуй (здраво); известный (известие); костный (кость); корыстный (корысть); лестный (лесть); местный (место); несчастный (счастье); постлать (постилать); сердце (сердечный); солнце (солнечный).
Cлайд 14
СТАНЦИЯ «ЗАПОМИНАЙКА» Следует запомнить: искусный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чувствовать, лестница, блеснуть (хотя блестеть)- запишите слова в тетрадь.
Cлайд 15
СТАНЦИЯ «ВСПОМИНАЙКА» Буквы И, А, У после шипящих Посмотрите на картинку и вспомните это правило.
СТАНЦИЯ «ВСПОМИНАЙКА» Цифра, циркуль, цигейка, цикл, цилиндр, цинизм, цитата, цитадель, цитрус, цинк, цистерна, цирк, панцирь, циклон, цитата, цимбалы, цинга, циновка, цирюльник. Посмотрите на картинку и слова. Вспомните это правило. Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.
Cлайд 18
СТАНЦИЯ «ВСПОМИНАЙКА» Буквы Ё, О после шипящих в корне слова Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё. Исключения: крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, шов, чопорный, шомпол, шорох, шоры, обжора, чокаться, трещотка. В иноязычных словах возможно написание О после шипящих в неударяемых слогах: жокей, жонглер, шоколад, шоссе, шофер и др.