В среднем по России за год в в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций погибает около 140‑150 тысяч человек : при землетрясениях, наводнениях — 500‑800; в походах и экспедициях — 250‑300; в техногенных авариях — 1000‑1500; на воде — 9000‑12000; в авариях на транспорте — 40000‑45000; в криминальных происшествиях — 30000‑32000; в результате самоубийств — 55000‑65000(!); при прочих обстоятельствах — 3000‑6000. Повседневная жизнь по сравнению с боевыми действиями «всего» в 2 раза менее опасна! - экологические и техногенные катастрофы, экономический хаос в стране, физическое или психологическое нападение в общественных местах и дома, болезни и травмы, психологические расстройства и т.д. Угрозы безопасности жизнедеятельности человека:
Cлайд 2
Каждый должен использовать любой шанс, чтобы выжить. Главный постулат выживания - обязанность, возможность и необходимость сохранения своего здоровья, своих сил, своей жизни для решения более значимых задач. Необходимо обрести понимание о себе, об окружающем мире и месте в нем человека. Научиться выбирать линию персонального поведения в сложных человеческих взаимоотношениях, а также взаимодействиях в современном технологическом обществе, направленную на избавление от стрессов. Всякому человеку нужно жить, сохраняя себя как личность, приумножая это в других. Безопасность жизнедеятельности человека:
Cлайд 3
Только гармонично развитый человек способен во всех областях жизни на оптимальную производительность с наиболее экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок. Гармоничное развитие основывается на единстве физических и духовных сил человека и происходит при ведущей роли сознания. Системы физического воспитания подчинены закономерностям физиологии. Параллельно с развитием физиологии постоянно нужно пересматривать и развивать физические упражнения. П. Ф. Лесгафт Основы педагогической системы
Cлайд 4
И. М. Сеченов «Жизненные потребности родят хотения, и уже эти ведут за собой действия: хотение будет мотивом или целью, а движение – действием или средством достижения цели. Без хотения как мотива или импульса движение было бы вообще бессмысленно…» «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно лишь к одному явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение…»
Cлайд 5
«Исследование особенностей психомоторного развития человека представляет особый интерес в связи с тем, что практически в моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается вся целостная характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта при всей неповторимой индивидуальности человека..» Н. А. Розе
Cлайд 6
Физиология движений и активности Н. А. Бернштейн На стимулы реагируют тела мертвой природы. Или живой, но после того, как стали мертвыми. Тела мертвой природы отвечают реакциями на прошлые по отношению к реакциям события – внешние воздействия. Живой организм отражает мир опережающее: его активность в данный момент – не ответ на прошлое событие, а подготовка и обеспечение будущего. Ключевое свойство живых систем – целостность, поддерживаемая собственной активностью. «Живое» движение не реакция, а акция, не ответ на внешнее раздражение, а решение задачи.
Cлайд 7
Физиология движений и активности Н. А. Бернштейн «Живое» движение - это не только и не столько перемещение тела в пространстве и времени, сколько овладение пространством и временем. Чтобы стать управляемым, движение должно быть ощущаемым. В функциональную структуру действия входят два когнитивных компонента: план-программа предстоящего действия и контроль, реализующийся после плана-программы и завершающий движение.
Cлайд 8
Теория функциональных систем П. К. Анохин Поведение может быть охарактеризовано как континуум результатов, а поведенческий акт рассмотрен как отрезок поведенческого континуума от одного результата до другого. Результат внешнего поведения индивида - это определенное соотношение организма и внешней среды, которое прекращает действие, направленное на его достижение, и делает возможной реализацию следующего поведенческого акта. Функциональной системой называют такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимоСОдействия компонентов, направленного на получение полезного результата.
Cлайд 9
Теория функциональных систем П. К. Анохин Всю деятельность системы и ее всевозможные изменения можно представить целиком в терминах результата: Какой результат должен быть получен? Когда именно должен быть получен результат? Какими механизмами должен быть получен результат? Как система убеждается в достаточности полученного результата?
Cлайд 10
Ответы на эти вопросы можно получить, рассматривая, например, самую жестокую (по отношению к человеку) и компактную (по ставящимся целям и задачам) модель борьбы за существование – систему рукопашного боя.
Cлайд 11
А. А. Кадочников Система выживания человека в экстремальных условиях Рукопашный бой — это бой с применением невидимого оружия, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать, пока человек жив. Система учит жизни через знание и предвидение, учит, как не попадать в критические ситуации, учит умению управлять внешними силами при попадании в критические ситуации, а не сопротивляться им. Развивать и совершенствовать резервы тела и сознания, работать в соответствии со своими функциональными возможностями в данное время и в данном месте.
Cлайд 12
А. А. Кадочников Система выживания человека в экстремальных условиях Настоящий рукопашник — человек дисциплинированный, обладающий чувством ответственности, умеющий мгновенно анализировать сложные ситуации боя, молниеносно принимающий единственно правильное решение и, не последнее, виртуозно владеющий своим телом. Настоящий рукопашник проявляет себя тогда, когда надо не просто действовать, а действовать правильно, наилучшим образом в непредсказуемой обстановке, когда нет времени задуматься и нельзя ошибиться.
Cлайд 13
Основная роль движения в жизни человека Основная задача всякого живого организма (индивида) – собственное выживание. Обеспечение данной задачи возможно с помощью адаптивного приспособительного поведения, т.е. возможностью выполнения функций, необходимых для удовлетворения внешних и внутренних потребностей организма. Поведение можно определить как перемещение в среде и взаимодействие с её объектами для достижения каких-либо целей. Все существующие сложные системы организма необходимы человеку для обеспечения возможности в данном месте и времени осуществлять двигательные акты. В результате невозможности перемещения в пространстве (двигательной депривации) организм самостоятельно выжить не в состоянии.
Cлайд 14
Основная роль движения в жизни человека Индивид может реализовывать функции по освоению пространства только обладая возможностью сохранения собственного двигательного равновесия. Морфологическим субстратом равновесия является вестибулярный аппарат, который находится в тесном взаимодействии со зрительной и двигательной системами. Неразвитость вестибулярного аппарата формирует психомоторную и умственную ригидность, т.е. невозможность выйти за рамки шаблона, что в экстремальных условиях обрушения тела и психики оставляет минимальные шансы на выживание.
Cлайд 15
Основная роль движения в жизни человека Стресс – ответная реакция организма на экстремальное воздействие, нарушающая физическое и психологическое равновесие человека. Стресс – это потеря равновесия (точки опоры), вызывающая неадекватное реагирование на внешние и внутренние стимулы, не позволяющее достигать эффективного жизнеобеспечения организма. Сохранение равновесия позволяет обеспечивать самодостаточность, независимость от внешних объектов, людей, их мнений, эмоциональных состояний, оценок и т.д. и использовать их исключительно в целях собственных ориентировочных реакций, принимая решения в реальном времени «здесь и сейчас». Следовательно, равновесной системой становится невозможно управлять и манипулировать извне, а можно только взаимодействовать с ней.
Cлайд 16
Выполнение правила "адекватного поведения" всегда служило допуском человека к сосуществованию со средой.