X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Рефлексивно-гуманистический подход в профессиональном образовании

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – 30.11.2010 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР №1 ВОЙТИК ИРИНА МИХА... КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ – 30.11.2010 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР №1 ВОЙТИК ИРИНА МИХАЙЛОВНА канд. психол. наук, доцент
Cлайд 2
Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании Оте... Основные вехи и логика изучения рефлексии в социально-гуманитарном знании Отечественные классические школы психологии рефлексии Определения понятия рефлексия и механизм функционирования Типология рефлексивного мышления Гуманизация образования Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании: экспериментальные прикладные исследования Перспективные направления исследования Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии
Cлайд 3
Философия (от античности до новейшего времени) Психология (вторая половина XX... Философия (от античности до новейшего времени) Психология (вторая половина XX века)
Cлайд 4
Философские трактовки рефлексии АНТИЧНОСТЬ СРЕДНИЕ ВЕКА Сократ учил «Познай с... Философские трактовки рефлексии АНТИЧНОСТЬ СРЕДНИЕ ВЕКА Сократ учил «Познай самого себя!»; Платон разрабатывал вопросы сознания и самосознания; Аристотель выделил, по сути, интеллектуальную рефлексию, различая «мышление о мышлении» Феноменология личностной рефлексии представлена в «Исповеди» Августина (IV в.) и «Истории моих бедствий» П.Абеляра (XII в.)
Cлайд 5
Философские трактовки ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Само латинск... Философские трактовки ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Само латинское слово «рефлексия» начинает специфически использоваться в Италии на рубеже Средневековья и Возрождения в связи с обозначением эффекта большего усиления волн в середине бухты, по сравнению с волнением в открытом море. Отсюда термин «рефлексия» генетически связан со своим социокультурным прототипом, обозначающим эффект усиления (интенсификации) вследствие возвратного (ретроспекции) взаимоотражения волн. как напряженная работа духа посредством ретроспективного созерцания и рационалистического анализа И.Г.Фихте «Факты сознания», Гегель «Феноменология духа»
Cлайд 6
ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Дж.... ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Дж. Локк как наблюдение души за своими собственными состояниями В. Вундт проблематика рефлексии изначально связана с интроспекцией
Cлайд 7
ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Вюрцбургская школа О. Кюльпе была осуществлена конструкт... ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Вюрцбургская школа О. Кюльпе была осуществлена конструктивная попытка объективировать самонаблюдение в ходе мыслительного поиска решения задач. Им было положено начало экспериментальному изучению интеллектуальной рефлексии в процессе дискурсивного мышления. Д. Дьюи в «Психологии и педагогике мышления» показал роль рефлексии в интеллектуальном развитии А. Буземан в 1920-е годы начал изучать экспериментально личностную рефлексию на материале эмпирического исследования самосознания подростков Дж. Флейвелл в 1970-е годы работы по метакогнитивизму – интеллектуальная рефлексия
Cлайд 8
ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обрати... ПСИХОЛОГИЯ РЕФЛЕКСИИ Ж. Пиаже в конце своей научной деятельности также обратился к экспериментальному изучению рефлексии на материале умозаключений и рассуждений В 1980-е годы американские психологи А. Мезиров, О. Шён и др. обращаются к практическому освоению рефлексии теоретико-экспериментальное изучение которой в США продолжил эмигрировавший из СССР В.А. Лефевр Австрия США
Cлайд 9
П.П.Блонский Р.М.Фрумкина, Г.И. Богин 2. ЛИНГВИСТИКА 4. СОЦИОЛОГИЯ 1. КУЛЬТУР... П.П.Блонский Р.М.Фрумкина, Г.И. Богин 2. ЛИНГВИСТИКА 4. СОЦИОЛОГИЯ 1. КУЛЬТУРА Ф.Э. Шперк - литературный критик и философ (1871–1897) публикует первые в России книги о рефлексии (Р): «Мысль и рефлексия» (1895) – интел-ая Р. «Книга о духе моем» (1896) – духовная Р. «Философия индивидуальности» (1895) – личностная Р. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 3. ПЕДАГОГИКА Л.Г.Ионин 5. ПСИХОЛОГИЯ М.К.Мамардашвили В.Ф.Асмус 6. ФИЛОСОФИЯ Г.М.Андреева Л.А.Петровская
Cлайд 10
Информационно-кибернетический и логико-математический подход (И.С. Ладенко, В... Информационно-кибернетический и логико-математический подход (И.С. Ладенко, В.А. Лефевр, Г.Л. Смолян) Нормативно-деятельностный и системно-структурный подход (Н.Г. Алексеев, В.В.Давыдов, Г.П. Щедровицкий) Личностно-деятельностный подход (трансформировавшийся затем в экзистенциально-культуральный) (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов)
Cлайд 11
1. Алексеев Н.Г., 1968; 2. Давыдов В.В., 1978; 3. Лефевр В.А., 1965; 4. Семён... 1. Алексеев Н.Г., 1968; 2. Давыдов В.В., 1978; 3. Лефевр В.А., 1965; 4. Семёнов И.Н., 1973, 1985, 2005; 5. Анисимов О.С., 1982; 6. Лепский В.Е., 1988; 7. Степанов С.Ю., 1985; 8. Слободчиков В.И.; 9. Карпов А.В.
Cлайд 12
3. Определения понятия В современных психологических исследованиях рефлексия ... 3. Определения понятия В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в нескольких аспектах: как уровень функционирования и особое состояние сознания (Ф.Е.Василюк, Е.В.Улыбина, M.Y.Brown, D.Elkins и др.); как важнейший механизм самопознания и саморегуляции (Н.И.Гуткина, А.В.Захарова, И.С.Кон, В.И.Слободчиков, В.В.Столин, Х.Хекхаузен, M.Y.Brown и др.);
Cлайд 13
3. Определения понятия как принцип существования индивидуального сознания и у... 3. Определения понятия как принцип существования индивидуального сознания и условие развития зрелой личности (Б.В.Зейгарник, Е.С.Мазур, В.И.Слободчиков, А.Б.Холмогорова, SJourard, C.Rogers и др.); как особая организованность мыследеятельности, связанная с порождением нового содержания (Н.Х.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, В.К.Зарецкий, И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов, Е.В.Улыбина и др.)
Cлайд 14
3. Определения понятия и механизм функционирования РЕФЛЕКСИЯ понимается как п... 3. Определения понятия и механизм функционирования РЕФЛЕКСИЯ понимается как переосмысление человеком культурно-детерминированных и индивидуально-переживаемых содержаний своего сознания в процессе разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций в контексте осуществляемой жизнедеятельности; это концентрированное отражение в сознании различных смыслов; это движение в смыслах; это мышление о мышлении
Cлайд 15
3. Механизм работы рефлексии подобен механизму работы рефлектора – отражаясь ... 3. Механизм работы рефлексии подобен механизму работы рефлектора – отражаясь с зеркальной поверхности, лучи концентрируются в одной точке и распространяют тепло по всей комнате, обогревая её
Cлайд 16
интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, ... интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, регулятивная, культуральная, экзистенциальная, духовная Субъект может рефлексировать: свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальный тип рефлексии); представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативный тип);
Cлайд 17
знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимод... знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия (кооперативный тип); представления о планировании, организации профессиональной деятельности, её целей, задач (регулятивный тип рефлексии); целостный образ, личностные основания, смыслы существования (экзистенциальный тип рефлексии)
Cлайд 18
На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания об... На современном этапе в нашей стране существуют разные концепции содержания образования, которые объясняют его как: 1) педагогически ориентированные основы наук; 2) совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися; 3) гуманистически ориентированные теории и технологии, предполагающие творческую активность личности.
Cлайд 19
Содержание образования Каждая из вышеперечисленных концепций связана с опреде... Содержание образования Каждая из вышеперечисленных концепций связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и в обществе. Социальный смысл концепций состоит в ответе на вопрос: Человек - цель или средство, он живет для государства или государство существует для него?
Cлайд 20
Содержание образования В психологии также обозначился переход от ответа на во... Содержание образования В психологии также обозначился переход от ответа на вопрос «Как обращаться с обучающимся, чтобы он более охотно и успешно усваивал содержание образования?» к ответу на вопрос «Каким должно быть содержание образования, чтобы обучающийся плодотворно развивался?»
Cлайд 21
Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций Технологи... Роль рефлексии в развитии профессиональных и личностных компетенций Технологии развития рефлексивного мышления: игромоделирование, моделирование проблемных ситуаций, тренинги, коучинг, рефлепрактикум Методы развития: игрорефлексика, проблемно-поисковые задания и упражнения, диалог, полилог, позициональная дискуссия, самонаблюдение, эссе…
Cлайд 22
Исследования И. Н. Семёнова (1976) эксперимент на материале задачи «Цепь» Исс... Исследования И. Н. Семёнова (1976) эксперимент на материале задачи «Цепь» Исследования развития рефлексивного мышления государственных гражданских служащих в профессиональном образовании (И. М. Войтик, 1996-2000). Исследование типов рефлексивного мышления (И.М.Войтик, Г.П.Алексеева, Ю. Ю. Кушнерова, Д.Ю., Мищенко, А. О. Самсонова) эксперимент на рефлексию личностного типа
Cлайд 23
1. Сформированность личных ценностей и принципов 2. Наличие чётких личных цел... 1. Сформированность личных ценностей и принципов 2. Наличие чётких личных целей 3. Стремление к постоянному саморазвитию 4. Способность управлять собой 5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности 6. Способность руководить 7. Умение решать проблемы 8. Знание современных управленческих подходов 9. Высокая способность влиять на окружающих 10. Умение обучать и развивать подчинённых 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы
Cлайд 24
7. Перспективные направления исследований Экзистенциальный тип рефлексии как ... 7. Перспективные направления исследований Экзистенциальный тип рефлексии как фактор развития сознания лидеров Мищенко Диана Юрьевна, зав. лаб. личностного и профессионального развития Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном обучении Самсонова Анастасия Олеговна, преподаватель
Cлайд 25
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтик, И.М. Методологически... 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтик, И.М. Методологические основы типологии рефлексивного мышления в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С.47-56. Войтик, И.М. Методологические основы коммуникативного типа рефлексии в профессиональном образовании менеджеров /И.М.Войтик. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.68-72. Войтик, И.М. Интеллектуальный тип рефлексии в профессиональном образовании /И.М.Войтик. //Философия образования. – 2010. - № 4. – С. 51 – 56. Войтик, И.М. Психологическая культура госслужащих: рефлексивные технологии развития персонала / И. М. Войтик. // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009. – 0,2 а.л. Войтик, И.М. Развитие рефлексивного мышления руководителей органов власти в принятии решений // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VП Международного симпозиума 15-16 октября 2009г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. – М.: Когито-Центр, 2009. - С. 69 - 72. Войтик, И.М. Технология формирования рефлексивного мышления в последипломном образовании государственных и муниципальных служащих Сибирского федерального округа / И. М. Войтик. // Инновационные технологии обучения в высшей школе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Сочи: Издательство Черноморской гуманитарной академии. - 2009. - Ч. 1. – С. 326 – 332.
Cлайд 26
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтюк, Д.К. Возможности исп... 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Войтюк, Д.К. Возможности использования рефлексивного практикума в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru Войтюк, Д.К. Культура рефлексии как показатель адекватного профессионального становления практического психолога / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005 г., г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru Войтюк, Д.К. Особенности рискового поведения у подростков с разным уровнем рефлексивности / Д. К. Войтюк, С.Г. Плотников. // Тезисы V Международного научно-практического симпозиума «Рефлексивные процессы и управление», 11-13 октября 2005, г. Москва. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – www. reflexion.ru
Cлайд 27
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Кушнерова, Ю.Ю. Особенности ... 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Кушнерова, Ю.Ю. Особенности развития кооперативного типа рефлексии у студентов-менеджеров и работающих специалистов // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2009» с 21 по 28 декабря 2009 г. – Украина, г. Одесса, 2009. Кушнерова, Ю.Ю. Влияние развития рефлексии у менеджеров на эффективность принятия управленческих решений // Международная научно-практическая конференция «Стратегическое планирование в системе государственного управления», Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. – Астана, 2009. Кушнерова, Ю.Ю. Философские категории в рамках рефлексивного подхода / Ю.Ю.Кушнерова. // Философия образования. – 2008. - №1.
Cлайд 28
8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Самсонова, А.О. Развитие инт... 8. Публикации ППС кафедры по проблемам рефлексии Самсонова, А.О. Развитие интеллектуального типа рефлексии в профессиональном обучении /А.О.Самсонова. // Материалы XLVIII Международной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 10-14 апреля 2010 г. : Управление. – Новосибирск: СибАГС, 2010. – С. 153 – 154. Самсонова, А.О. Развитие интеллектуально-рефлексивных способностей в высшем профессиональном образовании /А.О.Самсонова, И.М.Войтик, И.Н.Семёнов. //Рефлексивные процессы и управление: Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» 18-19 октября 2011 г., Москва. - М.: Когито-Центр, 2011. – С.72 – 74. Самсонова, А.О. Рефлексивно-гуманистический подход в преподавании психологических дисциплин /А.О.Самсонова. //Философия образования. – 2011. - №6 (39). – С. 245 – 250.
Cлайд 29
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Скачать эту презентацию

Похожие презентаци

Наверх