Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия ЗАДАНИЕ ТИПА В 3
Cлайд 2
В. 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании … (предложение № …) В. 3. Выпишите из предложения №… словосочетание с подчинительной связью … Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что такое словосочетание и основные типы подчинительной связи в словосочетании Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом:
Cлайд 3
Что такое словосочетание? Словосочетание - это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: отличное настроение, ожидание весны, очень тепло и др. Какова структура словосочетания? Словосочетание состоит из главного слова и зависимого; главное слово - это то слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому:
Cлайд 4
Выпишите все словосочетания с подчинительной связью из предложения: Третьяковская галерея сегодня признана музеем русского искусства с мировым значением. Третьяковская галерея, сегодня признана, признана музеем, русского искусства, музеем искусства, с мировым значением, музеем со значением. ПОМНИТЕ: подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием; это грамматическая основа предложения (нераспространённое предложение)
Cлайд 5
это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово стоят в одной и той же грамматической форме, т.е. согласуются в роде, числе и падеже: белоствольная берёза (ж.р., ед.ч., им.п.); белоствольной берёзы (ж.р., ед.ч., род.п.); белоствольными берёзами (мн.ч., тв.п.). какая? какой? какими?
Cлайд 6
это такой способ подчинительной связи, при котором при изменении грамматической формы главного слова форма зависимого слова не изменяется, т.е. главное слово «управляет» зависимым, требует его постановки в определённой форме: рисовать пейзаж (вин.п.); рисую пейзаж (вин.п.); рисовал бы пейзаж (вин.п.). что? что? что?
Cлайд 7
это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу, т.е. в качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи (н.ф.глагола, наречие, деепричастие): уехать отдыхать (н.ф.глагола); очень выразительно (наречие); говорил улыбаясь (деепричастие). зачем? насколько? как?
Cлайд 8
СОГЛАСОВАНИЕ, т.к. главное и зависимое слово согласуются в м.р., ед.ч, тв.п. УПРАВЛЕНИЕ, т.к. зависимое слово стоит в том падеже, которого от него требует главное слово. ПРИМЫКАНИЕ, т.к. зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречие). МОГУЧИМ ДУБОМ ОТПРАВИТЬСЯ В ГОРЫ МЫСЛИТЬ ПОЗИТИВНО
Cлайд 9
Выпишите все словосочетания с подчинительной связью из предложений: Хорошо известно, что бурый медведь на всю зиму укладывается в берлогу. Знаете ли вы, что бурый медведь исключительно быстро бегает, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям.
Cлайд 10
ПОВЕРЬ СЕБЯ
Cлайд 11
Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом: В. 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании … (предложение № …) В. 3. Выпишите из предложения №… словосочетание с подчинительной связью …
Cлайд 12
ПРИМЫКАНИЕ В 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ В 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ СОГЛАСОВАНИЕ
Cлайд 13
УПРАВЛЕНИЕ В 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЧТЕНИЕ КНИГ В 3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НЕОБЫКНОВЕННО БЫСТРО ПРИМЫКАНИЕ
Cлайд 14
В.3. Выпишите из предложения «Вышли на Красную площадь, и Федосеева сопровождало ощущение, что он ходит по давно знакомым местам» словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ ДАВНО ЗНАКОМЫМ
Cлайд 15
В.3. Выпишите из предложения «Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться» словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ ТОГО ДНЯ
Cлайд 16
В.3. Выпишите из предложения «Молодой отец строго выговаривает своей четырёхлетней дочке » словосочетание с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ ВЫГОВАРИВАЕТ ДОЧКЕ
Cлайд 17
В.3. Выпишите из предложения «Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» словосочетание с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ ТАКАЯ МАМА
Cлайд 18
В.3. Выпишите из предложения «Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает» словосочетание с подчинительной связью ПРИМЫКАНИЕ УЖЕ ЗНАЛ
Cлайд 19
В.3. Выпишите из предложения «На крутом берегу очень долго сидел старый человек» словосочетание с подчинительной связью УПРАВЛЕНИЕ СИДЕЛ НА БЕРЕГУ
Cлайд 20
Знания прочные: можно работать с тестом. Было много ошибок: необходимо повторить правило.
Cлайд 21
Cлайд 22
Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2008. Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2010. 3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.