Роль учителя в сплочении классного коллектива Бесплатные презентации http://prezentacija.biz/
Cлайд 2
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы.. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования.
Cлайд 3
Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.
Cлайд 4
Межличностные отношения детей в классном коллективе - это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.
Cлайд 5
В начальной школе учитель играет объединяющую роль. В первые годы школьной жизни учащиеся ориентируются на мнение учителя, часто авторитет его очень высок.
Cлайд 6
Младший школьный возраст, представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования личности.
Cлайд 7
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно
Cлайд 8
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей
Cлайд 9
Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна “окружающая ребенка атмосфера” социальной мысли (Л.С. Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.
Cлайд 10
Учитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности учителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Учитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе [24, с.46].
Cлайд 11
Работа учителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений.
Cлайд 12
Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Cлайд 13
Занимаясь воспитательным процессом классного коллектива, учитель однозначно ставит основной целью развитие каждой Личности, учитывая индивидуальные особенности всех учеников, правильное развитие одного ребенка неразделимо связано с тем, в каком окружении он находится: воспитывая вместе, воспитываем одного воспитывая одного, развиваем всех. Основное в деятельности учителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит, прежде всего, как воспитатель.
Cлайд 14
Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Учитель ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни. Одновременно с этим учитель помогает учащимся создавать органы внутриколлективного самоуправления. На первых порах, предварительно ознакомившись с учащимися лично и по документам, он может сам назначить ответственных за ту или иную работу школьников (староста класса, дежурные).
Cлайд 15
За этим коротким организационным этапом следует выявление актива класса и формирование всех органов самоуправления в первичном коллективе [19, с.231].
Cлайд 16
Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нем возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственной зависимости. Они являются основными в коллективе. Но вскоре складываются и межличностные товарищеские отношения между учащимися, основанные на взаимной заинтересованности школьников. Постепенно возникает и еще один вид межличностных отношений - избирательные отношения между друзьями в классе в соответствии с личными симпатиями
Cлайд 17
Учитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся. Жизнь коллектива учащихся украшают традиции. Классный руководитель помогает школьникам постепенно установить свои традиции: отмечать знаменательные даты, проводить вечера любимых героев, писателей, праздновать дни рождения учащихся и т.д.
Cлайд 18
Таким образом, главная роль в сплочении классного коллектива принадлежит учителю. Чтобы сплотить коллектив необходимо планировать различные мероприятия: экскурсии, походы, прогулки, поездки. Учитель должен грамотно организовывать свою работу и любить детей. В следующем параграфе мы рассмотрим занятия по методике Н.Е. Щурковой как средство сплочения коллектива.
Cлайд 19
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Принцип открытости Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом. Принцип привлекательности Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела. Принцип деятельности Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.
Cлайд 20
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: Принцип свободы участия Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Принцип обратной связи Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Принцип сотворчества В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.
Cлайд 21
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: 1. Сплочение классного коллектива на основе развитияученического самоуправления. 2. Глубокое изучение (в том числе с применением методов диагностики) индивидуальных особенностей учащихся,родителей, межличностных отношений. 3. Организация коллективных творческих дел.
Cлайд 22
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: 4. Стимулирование позитивного поведения учащихся, их ориентация на здоровый образ жизни. 5. Создание условий для творческой самореализации каждого ученика. 6. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительныхситуациях: в учебе, в организации досуга, в их повседневной жизнедеятельности. 7. Организация и коррекция взаимодействия учителей,учащихся и родителей.