Школа вежливых наук. Великороднова И.Б., учитель начальных классов, Краснокоммунарской средней школы.
Cлайд 2
Тематическое поле. Что такое вежливость? Что значит культура внешняя и культура внутренняя? Что значит культура деловых отношений? Как можем все мы ужиться друг с другом?
Cлайд 3
П Р О Б Л Е М А Будь всегда вежливым! Как это невежливо! Он хороший человек, вежливый. Что это значит? И почему вежливым быть необходимо? Для чего нам нужны манеры?
Cлайд 4
«Вежливый человек – это такой, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный. ( Из словаря С.И. Ожегова ).
Cлайд 5
Это интересно. «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой,» - писал английский лорд Честерфилд. Культура внешняя не может заменить собой культуры внутренней. Только вместе они составляют истинную культуру человека. Аристократ, с детства впитавший в себя все премудрости дворцового этикета, может оказаться человеком ограниченным, злым, грубым. Но и самый добрый, милый человек, не знающий элементарных правил поведения, может быть неприятен окружающим.
Cлайд 6
«Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда)». ( Из « Словаря по этике.» )
Cлайд 7
Практическая значимость. Формирование морального сознания школьников является одной из главных проблем нравственного воспитания. Оно осуществляется в значительной степени в процессе этического просвещения и призвано вооружить знанием моральных норм и правил культурного поведения. Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие ( нравственные ) живут в обычаях, традициях народа, общества.
Cлайд 8
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании.» ( Извлечение из концепции Модернизации Российского образования на период до 2010 года. )
Cлайд 9
Цель проекта. « Воспитание у учащихся готовности и способности жить нравственно, согласно законам и нормам коллективной жизни .»
Cлайд 10
З А Д А Ч И . Формирование у учащихся нравственных ценностей, духовной культуры. Создание у учащихся представлений о мире, обществе, в котором они живут. Вооружение учащихся знаниями о личности и коллективе, о нормах этикета и общения. Формирование коммуникативных умений, опыта их использования в разных видах деятельности и вне ее. Развитие творческих качеств и познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность.
Cлайд 11
Ожидаемый результат. Обеспечение накопления у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретения нравственных представлений.
Cлайд 12
Партнеры. Педагогический коллектив школы. Учащиеся. Родители. Педагоги дополнительного образования. Общественность.
Этапы и сроки реализации проекта. 1. Организационно -подготовительный Сентябрь – октябрь 2007 г. 2. Основной этап Ноябрь 2007 – март 2011 г. 3. Заключительный Апрель – май 2011 г.
Cлайд 15
Организационно – подготовительный этап. Цель: Определить и проанализировать уровень воспитанности учащихся . Наметить пути формирования нравственного поведения.
Cлайд 16
Содержание. Изучение психологической, методической и дидактической литературы по проблеме. Разработка диагностического пакета. Разработка программы «Школа вежливых наук.» Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для учащихся. Объединение усилий педагогов, родителей, общественности в воспитании детей.
Cлайд 17
Предполагаемый результат. Формирование положительной мотивации к обучению; способности к социальной адаптации; первичного интереса к приобретению культурных знаний и ценностей.
Cлайд 18
Основной этап. Цель: развитие действенно – практической сферы учащихся, формирование способов и привычек поведения, воспитание сознательного отношения к нормам и правилам культуры поведения, их понимание и принятие.
Cлайд 19
Содержание. Основные разделы Учебная четверть Тема занятий по классам 1 2 3 4 Личная гигиена, аккуратность и опрятность 1 ч. Друзья Мойдодыра Каждой вещи – свое место. Уход за одеждой. Твой внешний вид. Вежливость и культура речи. 2 ч. Волшебные слова. Ты и твои товарищи. Как ты говоришь. Речевая культура. Внимательность, точность и обязательность.Правила поведения. 3 ч. Помни о других.Правила поведения на улице. Держи свое слово.Правила поведения в театре. Правила, обязательные для всех.Правила в гостях. Деловые манеры. О дружбе и товариществе. 4 ч. Ты не один на свете. Ты и твои товарищи. Правила товарищества. Правила дружной работы.
Cлайд 20
Предполагаемый результат. Формирование у детей навыков культурных отношений, умения взаимодействовать в коллективе, быть социально – адаптированным.
Cлайд 21
Заключительный этап. Цель :провести диагностические исследования личности и коллектива учащихся. Содержание: 1. Отслеживание результатов освоения программы. 2.Выявление «уязвимых мест» в освоении программы учащимися. 3.Систематизация материала по данной проблеме.
Cлайд 22
Предполагаемые риски. Риски: Отсутствие информационного пространства. Несформированность методической базы. Недостаточная подготовка педагога по формированию нравственного поведения учащихся. Решение: Создание информационной базы данных. Сформировать заказ учебно – методической литературы по данной проблеме. Организовать работу над самообразованием педагога по изучению методических рекомендаций.
Cлайд 23
Критерии эффективности. Функционирование «Школы вежливых наук.» Включенность учащихся действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях ( 70% и более ).
Cлайд 24
Механизмы получения информации о результатах проекта. База данных о воспитанности учащихся (мониторинг). Презентация деятельности педагога по данной проблеме на заседании ШМО, педсовете, семинаре и т.д. Творческий отчет учителя.
Cлайд 25
Используемая литература. Формановская. Вы сказали: « Здравствуйте .» Изд. Знание. М.,1987. Березина В.А., Виноградова Л.И. « Настольная книга классного руководителя.» Аст.Астрель. М., 2003. Захарова « Урок риторики.» Н.Ш. №9, 2003 , с. 42 -45. Зотова Е.С. « Формирование у учащихся культуры деловых отношений.» Н.Ш. №10, 2004 ,с. 52 -55. Бобинова С.В. « Воспитание культуры толерантности.» Н.Ш. №8, 2004, с. 76 – 78.